В середине октября в Ереване (Республика Армения) прошёл III Международный медиафорум «У подножия Арарата. Партнёрство во имя будущего». Его организовали Министерство культуры Армении и Медиаконгресс журналистов Европы и Азии. На то есть важная причина.
Республика Армения остаётся одним из немногих искренних друзей России. Поэтому поддержание связей между гражданами наших стран происходит не только в политической, военной и экономической областях. В стране, где 97% населения хорошо и прекрасно говорит на русском языке, постоянные гости – наши политики, военные, журналисты, актёры и эстрадные исполнители. Большое число армян постоянно приезжают к родственникам в нашу северную страну, работают и помогают своей Родине, положение которой в мире нельзя назвать самым радужным. Выручает старый друг – Россия. Как и много веков назад.
От суперсовременного аэропорта «Звартноц», построенного на деньги армянских эмигрантов, до Еревана совсем недалеко. В октябре здесь всё ещё стоит прекрасная солнечная погода – +24 градуса тепла. Ереван, как и прежде, – красивый тёплый город в песочных, розовых и терракотово-коричневых тонах местного туфа, из которого в основном и построен. В нём нельзя потеряться. Он очень удобно спланирован: просторные прямые улицы, проспекты, разделённые скверами. Все они естественным образом «стекаются» к площадям. Везде указатели на армянском и английском языках. Много зелени, современной скульптуры, фонтанов. Маленькие южные фонтанчики с питьевой водой, магазины с традиционными национальными сувенирами, кафе – всё к месту. Днём и вечером люди с удовольствием гуляют по городу. Здесь светло, красиво и спокойно.
Александрополь – Ленинакан – Гюмри
Город Гюмри, он же Кумайри (до 1813 года), он же Александрополь, в честь жены императора Николая I (с 1837 по 1924 год), он же Ленинакан (до 1991 года). Этот город – второй в Армении по числу жителей. В недавнем прошлом промышленное сердце АрмССР. Сегодня он выбран культурной столицей стран СНГ 2013 года. Но все здесь помнят развалины города, в которые тот превратился 25 лет назад. Более 25 тыс. жителей тогда погибло, было утеряно 60% жилого фонда и промпредприятий. До сих пор 65% граждан не имеют работы. В советские времена здесь процветала текстильная, обувная, трикотажная промышленность. Но всё было разрушено. Ныне живёт лишь 140 тыс. человек. 40% армян, уехавших на заработки в Россию, – гюмрийцы. Они не дают городу умереть. Жители по большей части заняты культурой и спортом, многие работают в сфере обслуживания. Удивительно интересен, полон образов и смыслов знаменитый краеведческий музей.
Об этом и многом другом рассказал мэр Гюмри Самвел Баласанян. К примеру, бюджет города равен 8 млн. долларов, или 250 млн. рублей. Это говорит о многом. В первую очередь о бедности. К примеру, доля ВВП на душу населения в Армении – около 3 тыс. долларов. Это в пять раз меньше, чем в России.
Мэр активно сотрудничает с соотечественниками. Только что голландским армянам дали бесплатно 22 гектара земли. Те обещали обустроить её и создать тысячу рабочих мест. Скоро здесь появится и «Российский дом», как в Ереване. Ещё 400 рабочих мест. Особая гордость Гюмри – институты. В них учатся обладатели более 200 золотых медалей научных олимпиад мирового уровня. Всё это золотой фонд. Вот только работу будущим студентам, как и в Ереване, найти будет трудно. При том, что качество образования здесь во многом превосходит наше, российское. Самое время напомнить об этом так называемым «охотникам за головами».
Ещё одна гордость гюмрийцев – железнодорожное депо. Всё здесь вычищено и выскоблено до блеска. Чистота, как в цеху сборки айфонов. Недавно армянские железные дороги стали дочерним предприятием РАО «РЖД». Много раз здесь был президент РАО В. Якунин. Сразу пришла помощь. И неспроста. Предприятие не только стратегическое, но и совершенно историческое. Этот важнейший узел связи с Россией через тогдашний Тифлис до Еревана и иранского Тебриза делал Гюмри рубежа XIX–XX веков важнейшим городом всего Закавказья. Советские паровозы с гербом СССР до сих пор гордо стоят здесь «в масле», как новенькие.
Паровозы в Гюмри стоят в идеальном состоянии
Могут тронуться в любой момент, если «отрубят» электровозную тягу. Когда откроют коридор через Тбилиси и Абхазию в Россию, жизнь вновь забурлит здесь, как это было ещё совсем недавно. Особая надежда – на скорейшее вхождение Армении в Таможенный союз.
Христианская вера
Участники медиафорума обязательно встречаются в Армении с одним из высших духовных чинов Армянской апостольской церкви. На этот раз высокую честь журналистам из многих стран оказал архиепископ Гарегин (Нерсесян), 132-й Патриарх и Католикос всех армян. Встреча прошла в его резиденции, в священном храмовом комплексе Эчмиадзин. Там, где хранятся христианские и исторические реликвии – Копьё Судьбы и фрагмент Ноева ковчега.
Близкий и далёкий Арарат
Его святейшество сразу сказал, что главная роль армянской церкви – в сохранении национальной идентичности всех армян, где бы они ни жили. Делать это непросто, но необходимо. Таких народов с древнейшей историей в мире осталось очень мало. Например, армянская письменность была создана в V веке. После этого огромное число философских и духовных книг были переведены на армянский язык и хранятся в качестве уникальных первоисточников в уникальном институте – хранилище древних рукописей Матенадаран.К тому же времени относится начало борьбы армян за христианскую веру. В течение последующих веков церкви приходилось не раз брать на себя функции светской власти. За что и подвергалась гонениям вместе с властью. Особенно во время геноцида армян турецкими властями в 1915 году, почти 100 лет назад. Вместе с геноцидом недобро помянул Его Святейшество и советскую власть. Хотя и при той власти советские войска стояли в Армении и прикрывали её народ и границы от тех же турок, которые никуда не делись, а стали намного сильнее.
Военнослужащие 102-й военной базы РФ в Гюмри
Кстати, при той власти будущий католикос успешно овладевал знаниями в аспирантуре при Московской духовной академии Русской православной церкви. Но, в отличие от президента Армении и премьер-министра, говорил с российскими журналистами через переводчика. Неисповедимы дела твои, Господи!
Но, как бы то ни было, в Конституции страны закреплена особая роль апостольской церкви. В школах преподают её историю. Имеет представителей во всех госструктурах. В том числе в Национальном собрании страны. Нельзя переоценить и контакты руководителей РПЦ и ААЦ. Они много дают для приближения долгожданного мира с окружающими страну соседями.
О делах насущных
Важным событием для участников медиафорума стал круглый стол с участием председателя правительства Армении Тиграна Саркисяна. В своём выступлении он попытался ответить на главный вопрос – куда движется Армения?
Впрочем, вопрос этот вечен не только для Армении, но и для любой страны. При этом неплохо иметь программу развития. Она, в свою очередь, должна базироваться на понимании тенденций развития, присущих всему остальному миру. По словам премьера, они базируются на пяти основных принципах.
Первый. Современный мир быстро меняется во всех областях. Иногда не удаётся оценить ситуацию – так она быстро меняется.
Второй. Мир становится всё меньше и меньше. Все страны опутывают глобальные и взаимосвязанные процессы.
Третий. Меняется базовый принцип существования индустриального общества – производство товаров. В постиндустриальном обществе главным становится мыслительная деятельность. Производство знаний, а не товаров. Главным ядром становятся университеты, вокруг которых формируется обслуживающий персонал.
Четвёртый. Основной ресурс – интеллект. И главным для человека становится возможность реализации его таланта.
Пятый. На этом фоне важнейшей задачей остаётся сохранение самоидентификации национального общества в глобальном мире.
На понимании этих принципов и строится программа правительства Армении. При этом у народа есть своя особенность. 95% этнических армян никогда не были в Армении. Но ходят в армянские церкви и учат детей в армянских школах. Есть большая армянская диаспора в Иране. И она сильно отличается от канадских армян. Правительство должно создать для всех единую духовную платформу. Над этим уже пять лет работает Министерство диаспор.
Таким образом, основной функцией правительства Армении становится функция образования и поддержки культуры. Это не просто слова. В том же пединституте, который курирует лично премьер, идеальная чистота, прекрасный ремонт здания, профессорско-преподавательский состав и студенты полны энтузиазма. Гордятся своими библиотеками и музеями. Такие вузы в Армении повсюду.
Спрашивается – зачем об этом знать? А хотя бы для того, чтобы сравнить с нами и целями нашего руководства. Не будем, впрочем, углубляться. Россия всё же не окружена и не изолирована от мира. Да и масштабы задач другие. За этим плотным занавесом не видны иной раз проблемы старых друзей. В окружении президента республики Сержа Саргсяна, встреча с которым прошла в закрытом режиме, порой недоумевают – почему Москва не хочет тратить силы на расширение своего влияния в Закавказье через Республику Армения? Другие страны, напротив, стремятся к этому. За пять последних лет Ереван получил 3,5 миллиарда долларов в виде дешёвых длинных кредитов и грантов. Часть – на образование. Часть – на инфраструктуру. Ставка кредитов – 0,75% годовых на 30–40 лет.
Россия тем временем поставляет новейшие вооружения в Азербайджан, хотя тот находится с Арменией в состоянии войны. В результате 3-миллионная страна вынуждена содержать 75-тысячную армию. Для современной России это означало бы 3,5-миллионную армию вместо нынешней миллионной. Как тут жить? При том, что в Азербайджане все уверены в неизбежности войны с Арменией из-за Нагорного Карабаха. Фактом остаётся то, что ни один человек с армянской фамилией не может въехать на территорию Азербайджана, даже если он гражданин любой другой страны. Даже из делегации президента России.
Всё перемелется, останется вечное
К счастью, такие грустные мысли не поразили армянское население. Оно не впадает в уныние. Вместе со своим президентом Сержем Саргсяном надеется на прекрасное будущее в составе Таможенного союза. Ереван, как и говорили вначале, оставляет впечатление южного курортного города с вполне приемлемыми ценами. Работают театры, в том числе Русский драматический. Свободных мест на спектакли практически нет. Много молодёжи. Но об одной жемчужине Еревана хочется сказать особо.
Надо обязательно оказаться на площади Республики, обрамлённой монументальными зданиями из розового туфа. Это одно из красивейших мест города. Здесь находится Национальная галерея Армении (НГА), обладающая великолепной коллекцией произведений искусства мирового уровня – более 25 тыс. экспонатов.
Художественный раздел музея бережно создавался буквально «по крупицам». Долгие годы им руководил известный искусствовед Дрампян Рубен Григорьевич. Близко знакомый с художниками объединения «Мир искусства», работавший в Русском музее Петербурга, он формировал коллекцию, можно сказать, «по образу и подобию». Наряду с работами признанных армянских мастеров и замечательными произведениями западноевропейского искусства здесь представлены шедевры русской живописи. Меньшим количеством, но теми же прославленными именами.
Работы И. Аргунова, Д. Левицкого, О. Кипренского, А. Бенуа, К. Сомова, В. Серова, а также Р. Фалька, А. Лентулова, П. Кончаловского, А. Головина, З. Серебряковой, М. Шагала и других наших знаменитых художников появлялись в коллекции по-разному. Часть была получена из фондов Русского музея, Третьяковки, Эрмитажа. Что-то – по обмену или в дар от владельцев произведений. Например, в музее есть несколько портретов представителей семьи Лазаревых. Среди них написанный В. Тропининым портрет графа И.Л. Лазарева. Именно он в 1815 году основал в Москве школу для армянских юношей, где преподавали армянский, персидский, турецкий и арабский языки. Позднее школа стала Лазаревским институтом восточных языков («предтечей» Московского Института востоковедения, кузницей кадров высочайшего мирового уровня, чего не было и нет ни в одной стране мира). Со временем в этом здании расположилось посольство Армении. А собранная основателями коллекция живописи была передана в НГА.
Одним из шедевров музея является портрет М.Н. Акимовой кисти В. Серова. Сам художник считал его своей удачей. По словам И. Грабаря, «получилось нечто экзотическое, пряное, восхитительно-сказочное». Изумительная по красоте картина находилась в семье Акимовых-Кананян. Родители заказали художнику портрет дочери. После революции, лишившись своего состояния, нуждаясь в средствах, на предложение музея продать картину они ответили отказом. Но с удовольствием подарили её.
Гордостью НГА также является одна из наиболее полных коллекций работ Ивана Айвазовского (Ованнеса Айвазяна) – более 60 картин. Его «Сошествие Ноя с горы Арарат» смотрится здесь необычайно аутентично. И даже жизнеутверждающе. Ною, пережившему Великий потоп, было 600 лет! И с тех далёких времён здесь, слава богу, ничего не изменилось в отношении вечного. За окном в заоблачной дымке (такой же, как и на картине) парит во Вселенной настоящий, мистический и прекрасный – тот самый Арарат!
Редакция выражает признательность за организацию поездки президенту Медиаконгресса журналистов Европы и Азии Ашоту Егишевичу Джазояну и министру культуры Республики Армения Асмик Степановне Погосян.