Аргументы Недели → Общество

Останутся ли в стране бесплатные автостоянки?

, 18:36

Останутся ли в стране бесплатные автостоянки?
globallookpress.com

Если проблему нельзя решить значит, на ней можно заработать. Так однажды высказался координатор «Общества синих ведерок» Петр Шкуматов о платных парковках в центре Москвы. Тем временем столичное «ноу-хау» с парковками стало примером для подражания. Опыт Москвы собирается применить Ростов-на-ДонуУже весной 2014 года  на 32 ростовских улицах появятся 6000  мест для платной автостоянки. По всей видимости, примеру последуют и другие крупные города… 

Автомобилине причина пробок?

С мнением Петра Шкуматова трудно не согласиться. Платные парковки были придуманы с единственной целью: избавить Москву от знаменитых московских пробок, а тысячи людей – от ежедневных мучений в часы пик. Но причина пробок – вовсе не большое количество автомобилей. Переизбыток «средств передвижения» рано или поздно начинается во всех крупных городах. Но если бы проблема состояла только  в «критическом уровне автомобилизации», которого давно уже достигла Москва,   мы не боялись бы спускаться в метро в часы пик.

И метрополитен, и автодороги объединяет одно – «зашкаливает» количество людей,  одновременно следующих по одним и тем же маршрутам. Причина – искусственное разделение города на «офисные» и «спальные» районы. Места работы сгруппированы в центре столицы, места жительства – на ее окраинах или вообще за пределами МКАД. Чем дальше жилье от центра – тем оно доступнее.  Но каждое утро всем нужно ехать на работу, а каждый вечер – возвращаться домой. Вагоны метро не вмещают всех желающих. Автобусы, троллейбусы и трамваи переполнены. А все главные  городские дороги стоят в пробках. Неужели в этом виноваты автомобилисты?

Парковка средства передвижения- роскошь

Проекту  «Московское парковочное пространство» вот-вот исполнится год. 1 ноября 2012 года территорией платной автостоянки стали улицы Петровка и Каретный ряд. 1 июня 2013 года  границей платной парковки стало Бульварное Кольцо. В сентябре 2013 года вышли  на работу 70 пеших инспекторов ГКУ «Администратор московского парковочного пространства».  Администрирование парковочного пространства похоже на работу контролеров в общественном транспорте. Инспектора патрулируют улицы, выявляя «зайцев» с заклеенными (или  защищенными от прочтения иным способом) номерами.

Водителей-«зайцев» можно понять.  Тариф на парковку в пределах Бульварного Кольца  кажется небольшим – 50 рублей в час.  Но если человек  работает на территории «парковочного пространства» пять дней в неделю,  его ежемесячный бюджет недополучит более 8000 рублей. Кроме того,  платить за парковку одной и той же машины, как правило, приходится несколько раз. «Парковочное пространство» состоит из восьми зон. Тем, кто оставил свое средство передвижения в одной зоне, а затем переместился в другую (иногда – проехав лишь несколько сот метров),  придется повторно оплачивать парковку. Исключения не сделаны даже для тех, кто оплатил час стоянки, а пробыл на месте  менее 30 минут. Неиспользованные минуты не накапливаются и не начисляются на «личный счет» водителя. А между тем, это была бы хорошая идея.

Тем более что «Личный кабинет» парковщика (наподобие «Личного кабинета»  плательщика за ЖКУ или клиента банка) организовать несложно. Еще в сентябре плату за парковку стали принимать терминалы Qiwi (правда, с комиссией 2%). Сегодня это единственная возможность оплатить стоянку автомобиля наличными. Оплата парковки через СМС и Интернет не всегда надежна. Электронные системы могут ошибаться: платеж не проходит, а человека, честно оплатившего услугу, ждут штрафные санкции и даже судебные приставы. Размер штрафа за неоплату парковки - 2500 рублей. Оспорить постановление о штрафе можно в течение 10 дней. Если это сделать не удалось, у неплательщика остается 60 дней на оплату.  По истечении этих 60 дней ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» передает материалы в службу судебных приставах, после чего сумма штрафа за неоплату парковки увеличивается втрое – и составляет уже не 2500, а 7500 рублей. В результате многие паркуются во дворах и на детских площадках стало больше, а жителям центра советуют ставить шлагбаумы у въездов во двор.

Интересный факт: понятия «платная парковка» в Правилах дорожного движения нет.  Автомобилист должен знать ответ лишь на один вопрос: разрешена ли парковка в выбранном им месте. Быть может, поэтому Верховный суд признал недействительными большинство московских парковочных штрафов. Главный суд страны отменил штрафы за размещение на парковке автомобиля с нечитаемым номером либо без номера (5 тысяч рублей), за нарушение правил пользования городскими парковками (1.5 тысячи рублей) и за нарушение порядка оплаты парковки (2,5 тысячи рублей). Однако штраф за неоплату парковки  остался в силе.

Кстати,  парковочный тариф в Ростове-на-Дону составит 10, а не 50 рублей в час. А в Москве  еще в августе собирались создать платные парковки у 54 крупнейших рынков и торговых центров, параллельно изменив схемы дорожного движения  вокруг них.  Естественно, главной целью проекта были объявлены  борьба с пробками, удобное парковочное пространство и увеличение пропускной способности дорог возле рынков.  Идея – о реализации которой пока ничего не известно – способна привести к тому, что все московские парковки станут платными. Сперва исторический центр (как в зарубежных мегаполисах), затем торговые центры и рынки (чтобы людям было удобнее), потом учреждения и жилые дома…  Не у всех, кто посещает рынки, есть «лишние» средства на парковку автомобиля – но с учетом успеха «парковочного пространства» в пределах Бульварного Кольца, на это просто могут не обратить внимания.  А крупные российские города вновь начнут брать пример со столицы, тем самым создавая традицию платной парковки.

 Куда идут «парковочные средства»?

В феврале 2013 года  Департамент транспорта Москвы отмечал: скорость передвижения по улицам Петровка и Каретный ряд выросла на 6-8%. Нарушений на дорогах стало меньше. Городской бюджет пополнился  более чем на 20 миллионов рублей — исключительно за счет тех, кто парковался по всем правилам.  Неплательщики,  получившие штрафы, принесли Москве еще 14 миллионов.

В связи с этим стал возникать закономерный вопрос: как распределяют «парковочные средства»? В соответствии с постановлением № 850-ПП в первой половине года деньги, собранные за парковку автомобилей, передают в управы районов. Те, в свою очередь,  во второй половине года благоустраивают районы в соответствии с просьбами жителей. Сумма, которую получит управа, напрямую зависит от размера «парковочных доходов», собранных на ее территории. Управа Тверского района  деньги за парковку уже получила. Теперь она собирает предложения жителей.

Зачем Москве «парковочное пространство»?

Во  многих городах пытаются воплотить в жизнь лозунг: «город – для пешеходов, дороги – для автомобилей». Жители мегаполисов устали не только от пробок, но и от «средств передвижения», паркующихся на тротуарах и детских площадках. Москвичи, живущие в престижных центральных районах,  не всегда рискуют выйти на улицу. Слишком велика угроза отравиться выхлопными газами или попасть под колеса автомобиля.

Первая и самая очевидная помощь жителям крупных городов –  «освобождение»  улиц от личного автотранспорта. Без машин нет ни выхлопных газов, ни риска попасть под колеса. Тихие дворики с детскими площадками перестают быть местом парковки.  Поэтому московских владельцев «не роскоши, а средств передвижения» начали пересаживать на общественный транспорт.  Одновременно с реформой парковок пытаются сделать удобными для пассажиров автобусы, троллейбусы и трамваи. Для наземного транспорта организуют новые маршруты и устраивают выделенные полосы. С 2013 года выпускают единые билеты – на все виды транспорта одновременно. Чтобы убедить тех, кто упорно не желает пересаживаться на троллейбус или трамвай,  введен финансовый стимул – плата за парковку.

Идею «убрать машины с улиц» поддержал и заместитель мэра столицы Марат Хуснуллин: «машин, которые смогут парковаться в центре города, будет все меньше и меньше. Мы, во-первых, запретим паркование на улично-дорожной сети, потому что она колоссально дорогая - отдавать по 18 квадратных метров под парковку - это не позволяет ни один мегаполис мира в центре города».  Автомобилей на центральных улицах действительно становится меньше. Строятся новые пешеходные зоны – и москвичи с удовольствием отдыхают, прогуливаясь там.

 Вице-мэр Москвы Максим Ликсутов сообщил: за год, в течение которого действуют платные парковки, скорость движения увеличилась на 9%. Количество  нарушений ПДД уменьшилось на 65%.  Среднее время стоянки автомобиля  – в 3 раза. Число машин,  въезжающих в пределы Бульварного гольца, – на 25%.

Быть может, совсем скоро общественный транспорт станет удобным? Главное – не допустить, чтобы парковка стала обязательным финансовым бременем для всех автомобилистов страны. Все-таки автомобиль  – не роскошь, а средство передвижения. Зачастую – незаменимое.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram