> Сергей Кириенко: Айкидо можно заниматься всю жизнь - Аргументы Недели. Петербург

//Общество

Сергей Кириенко: Айкидо можно заниматься всю жизнь

23 октября 2013, 13:42 [«Аргументы Недели. Петербург», Валентина Карелова ]

aikikai-russia.org

Айкидо – это гармония, мир – это гармония и если ты находишься в гармонии с самим собой и в гармонии с миром, то ты непобедим, философски заметил в интервью с корреспондентом «АН-Онлайн» председатель Российского Союза Боевых Искусств, президент национального совета айкидо генеральный директор госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко. Также он рассказал об экзотическом виде японского боевого искусства кендо, о философии айкидо и том, как сам стал заниматься единоборствами. Наш разговор с Сергеем Владиленовичем состоялся после завершения соревнований по кендо, которые проходили в Петербурге в рамках Всемирных игр боевых искусств.

- Вы очень внимательно следили за мастерами кендо, вам знакомо это боевое искусство?

- Это правда, я немного сам занимался кендо. Хотя нет, скорее знакомился с его техниками. Мне очень нравится этот вид боевого искусства, но, к сожалению, не хватает на это времени. Впервые я познакомился с кендо, когда готовился к экзамену, на первый дан, по айкидо. Мой тренер очень долго не мог мне объяснить, что я делаю неправильно. Потом ему пришла в голову интересная идея попробовать поработать с мечом как кендоист. Он мне сказал, что пока ты сам не возьмешь в руки меч, и не попробуешь, как с ним работают, ты не поймешь до конца, как работает техника против человека. Он принес два комплекта формы для кендо, и мы чередовали тренировки. Это очень полезно. Потому что все по-другому. Ты понимаешь, как происходит удар, как вкладывается тело в удар, после этого по – другому начинает работать техника айкидо. Мне очень нравится кендо. Особенно в исполнении таких мастеров, которые приехали на соревнования в Петербург.

- А в правилах кендо сложно разобраться?

- Они очень простые, хотя зрителям не всегда понятно, почему судья не засчитал тот или иной удар. Однако мне бы не хотелось уходить в эти тонкости, все-таки я в кендо не специалист, а любитель. Знаете, чем еще интересно кендо? Тем, что можно еще до начала поединка определить  кто победит. Я почти во всех случаях угадал.

- И как вы это делаете?

- Я смотрю на мастеров, которые выходят на бой, как они готовятся к нему, как сконцентрированы. Если человек не позволяет себе лишних движений, не отвлекается, то он выиграет. Физически все мастера очень сильны, ведь они этому виду спорта посвятили всю свою жизнь и уровень техники у них одинаковый. Поэтому побеждает не тот, у кого лучше техника, а тот, кто психологически лучше готов. И за этим процессом очень интересно наблюдать со стороны.

- Маски, которые использую мастера кендо, спасают от ударов?

-В свое время я набил немало шишек на голове, и никакой шлем не спасал. Через несколько месяцев занятий я оказался в командировке в Японии и купил себе специальную смягчающую прокладку на макушку. Даже при всем том, что меч в кендо бамбуковый и очень легкий, он прошибает через кожаную прокладку так, что синяки на руках и синяки на макушке, это нормальное явление. Понятно, что в айкидо работают с другим мечом – деревянным боккеном, так вот если им сильно врезать по голове, то ни какой шлем не спасет. Понятно, что он опаснее, меча, который используют в кендо. Если бы кендоисты использовали цельнодеревянные боккены, то, я не представляю, какие бы им пришлось, надевать доспехи на себя. Поэтому нельзя сравнивать эти боевые искусства. 

- Сегодня вы являетесь президентом национального совета айкидо. Почему в свое время вы выбрали именно это боевое искусство?

- Я пришел в айкидо, когда мне было уже за тридцать. В 15-16 лет мне, конечно, хотелось заниматься каратэ, самбо, дзюдо. Потому что это драка, сила, эффекты. Затем началась учеба в институте, у меня родился старший сын, и тренировки на какое-то время пришлось отложить. Через какое-то время я решил вернуться в единоборства, нашел друзей, с которыми когда-то занимался каратэ. Сходил на две-три тренировки и понял, что это не мое. Каратэ уже не давал того драйва, что я испытывал, когда мне было 18. Я решил, что мне нужно что-то более спокойное.

- И тогда вы открыли для себя айкидо?

- Да. Я понял, что это именно то, что мне нужно. Я думаю, что интерес к боевым искусствам должен соответствовать, не только возрасту, но и состоянию души.

- Айкидо единственный вид боевого искусства, представленный на Всемирных Играх боевых искусств, в котором не проводятся соревнования. Глядя со стороны на выступление команд сложно понять, кто лучший…

- В какой-то степени отсутствие соревнований может послужить ограничением для развития айкидо. Но только в юном возрасте, в том случае если человек пришел самоутвердиться и доказать, что он самый лучший, то, наверное, в этом смысле айкидо дает ограничение. Потому что понять кто действительно сильнее, в этом виде спорта нельзя. Со временем, я в этом убежден, любой человек, занимающийся боевыми искусствами, начинает понимать -  основной противник живет внутри него самого. Главное это не победа, а преодоление своих слабостей, своих страхов, своей боли. Кроме того, отсутствие соревнований дает айкидо преимущество в том, что его развитие безгранично. Нет никаких сдерживающих рамок, в том, числе и возрастного предела. Этим видом боевого искусства можно заниматься всю жизнь, работая над самим собой.

- Ваши дети занимаются единоборствами?

- Я пытался сына привести в айкидо, но он выбрал каратэ. Дочки не занимаются единоборствами. Зато сейчас внук пошел в секцию каратэ. Так, что смена растет. Вообще не всегда выбор родителей совпадает с желаниями детей. Наверное это нормально.

- На чем построена философия айкидо?

- Айкидо – это гармония,  мир – это гармония и если ты находишься в гармонии с самим собой  и в гармонии с миром, то ты непобедим. Любой агрессор нарушает гармонию мира и значит достаточно повернуть его агрессию против него самого, чтобы баланс восстановился и добро восторжествовало. Вот такая симпатичная философия, для меня она давно перестала быть чисто спортивным элементом. Она очень актуальна для жизни в целом.

- Оцените выступление сборной России в Петербурге?

- При всей моей предвзятости, я очень объективен, наша команда выступила достойно, это отметили все специалисты. Не хочу давать ни каких сравнительных характеристик, чтобы ни кого не обидеть, скажу лишь то, что наши ребята продемонстрировали одно из лучших выступлений. Ради Игр смогли преодолеть свои вечные споры и наставники нашей сборной. Айкидо – это искусство, а у любого мастера есть своя точка зрения, и конечно в процессе подготовки сборной были разногласия, но в итоге все пришли к согласию и это своего рода героизм. Мне очень понравилось и выступление смешанных команд, когда на татами выходили представители нескольких сборных, это показывает удивительное разнообразие айкидо.

- Насколько важно для сборной России повторить успех Пекина и занять первое общекомандное место на Всемирных Играх боевых искусств?

- Безусловно, я слежу за нашей командой, переживаю за нее, болею и надеюсь, что российская сборная победит. Сейчас мы идем вровень с командой Японии. Однако лично для меня главный смысл проведения Всемирных Игр боевых искусств, это не количество медалей, а популяризация единоборств. Важным результатом соревнований в Петербурге станет то количество мальчишек и девчонок, которые посмотрев на выступления лучших мастеров боевых искусств, захотят заниматься спортом. При этом не важно, какой единоборства они выберут, станут ли они в будущем чемпионами или обладателями громких данов, важно то, что они вырастут здоровыми, нравственно и духовно развитыми людьми. 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте