И.о. директора Центра судебной и социальной экспертизы им. В.П. Сербского Зураб Кекелидзе заявил, что диагноз, поставленный его подчиненными одному из фигурантов «Болотного дела» Михаилу Косенко соответствует действительности.
Об этом он рассказал на специальной состоявшейся во вторник пресс-конференции. По словам врача, экспертиза, которой подвергся Косенко, была назначена судом, а, следовательно, проводившие ее специалисты не имели права усомниться в материалах дела и причастности испытуемого к инкриминируемым ему деяниям. Вместо этого от психиатров требовалось лишь дать заключение о степени вменяемости фигуранта громкого дела. При этом рекомендация, выданная экспертами, не имеет юридической силы и не является обязательной к исполнению судом, который мог назначить повторное исследование в любой другой инстанции.
В своей речи Кекелидзе дал ответ известному психиатру Андрею Бильжо и главе Независимой психиатрической ассоциации России Юрию Савенко, которые ранее высказали публичные сомнения в объективности результатов экспертизы и вынесенного на ее основании приговора Косенко, назвав произошедшее возвращением практики карательной психиатрии. По его словам, аргументы оппонентов относительно недостаточности времени, затраченного на проведение исследования, несостоятельны, поскольку, хотя сама экспертиза и длилась всего час, подготовка к ней заняла 11 дней, что предусмотрено действующим законом.
Также Кекелидзе отметил, что сам Бильжо еда ли ознакомился со всеми материалами дела, вследствие чего и сделал не соответствующие действительности выводы. Согласно истории болезни Косенко, еще в юности, после комиссования из армии, ему был поставлен диагноз вялотекущая шизофрения, относящийся к шизотипическим расстройствам и не оказывающий серьезного влияния на повседневную жизнь пациента. Однако впоследствии недуг прогрессировал вплоть до получения инвалидности второй группы.
Болезнь сопровождалась многочисленными симптомами и явлениями, в частности, Косенко периодически слышал голоса, разговаривал сам с собой и был уверен в том, что его отравили свинцом. Такие симптомы, по словам главы Центра им. Сербского, не наблюдаются при вялотекущей шизофрении и свидетельствуют о гораздо более серьезном характере расстройства. В результате обследовавшие подсудимого специалисты пришли к выводу о его опасности для себя самого и окружающих.
С этим категорически не согласна сестра Михаила Косенко Ксения, которая в телефонном интервью «Аргументам недели» заявила, что за время многолетнего сожительства с ним в одной квартире ни разу не ощутила на себе опасность и угрозу, которые бы исходили от брата. Также она подчеркнула, что в личном разговоре с Бильжо рассказала ему лишь известные ей факты и не вводила его в заблуждение, на чем настаивает Кекелидзе. По мнению сестры осужденного, диагноз ее брата является явным свидетельством возвращения в Россию карательной психиатрии, активно практиковавшейся во времена СССР.
То, что подобная порочная практика действительно существовала в нашей стране на протяжении нескольких десятилетий, подтвердил и Кекелидзе, признав немалую роль, которую в этом процессе сыграл Институт Сербского. Однако, по его заверениям, подобные методы политического преследования властями своих оппонентов остались в прошлом, нынешние же диагнозы отечественных психиатров основываются лишь на фактах, полученных в ходе объективного исследования.
В заключение известный доктор призвал присутствующих журналистов и всех желающих лично посетить столичную психиатрическую больницу №5, где будет проходить лечение Косенко, и вживую ознакомиться с условиями его содержания. Также Кекелидзе рассказал о порядке изменения диагноза осужденному. Согласно ему, фигуранту «Болотного дела» каждые пол года предстоит проходить специальную комиссию, которая будет оценивать его состояние и принимать решение о целесообразности дальнейшего лечения либо его прекращения.