Осень – время, когда в традиционной культуре народов России принято было говорить «спасибо».
Нынешние россияне как-то совсем этот обычай подзабыли, а зря, ведь сама возможность дышать чистым воздухом, пить вдоволь и есть досыта, не страдать от холода даже в нашем непростом климате – это огромный дар. Не всем в мире он доступен. Это очень хорошо понимали наши предки и умели быть благодарными.
Земледельческие народы благодарили за урожай. Например, у чувашей это праздник чуклеме, когда обращаются с добрыми словами ко всем силам природы. А вот береговые чукчи-охотники поздней осенью, закончив промысловый сезон, устраивают праздник кита. Суть его в том, чтобы помирить охотников с убитыми ими животными. Люди по-праздничному одеваются и идут просить прощения у китов, тюленей и моржей.
«Это не охотники убили вас! Камни скатились с горы и убили вас!» – поют, обращаясь к морским зверям, переживающие за своих супругов чукчанки. Мужчины же устраивают состязания борцов, исполняют своеобразные танцевальные представления, где показывают смертельно опасные для них сцены охоты на морских зверей. Мол, это был честный поединок.
Но аборигены Чукотки не слишком обольщаются на свой счёт, считая, что все их успехи на охоте – это дар высших сил, за который надо поблагодарить. Поэтому на празднике кита принято приносить жертву Кэрэткуну – повелителю морских зверей. Кульминация праздника – опускание в море китовых костей. В морской воде, согласно чукотским поверьям, эти кости превратятся в новых зверей, и на следующий год у берегов Чукотки снова появятся киты, а значит, будет пища.