Высокоскоростная магистраль (ВСМ) «центр-юг» от Москвы до Адлера, строительство которой РЖД планирует начать в 2024 и завершить к 2030 году, пройдёт непосредственно через Воронеж, что позволит осуществить строительство нового главного городского вокзала.
Альтернативный маршрут по правому берегу Дона региональные власти отвергли из-за его удалённости от областного центра-миллионника. В этом случае создаваемый пересадочный узел окажется на расстоянии 20 км от города, население которого главным образом и испытывает потребность в скоростном междугородном сообщении. Одобренный руководством соседней Липецкой области вариант строительства вокзала «в чистом поле» оказался неприемлем для Воронежа, поскольку, по проекту магистрали «центр-юг», Липецкий вокзал ВСМ будет обслуживать сразу два города – Липецк и Елец, - которые соединят скоростным пригородным железнодорожным сообщением. В варианте строительства трассы вблизи Воронежа по правобережью Дона также пришлось бы проводить значительные изъятия земель из хозяйственного оборота и возводить с учётом холмистого рельефа большее число инженерных сооружений.
Прохождение ВСМ непосредственно через Воронеж даёт финансовые возможности для сооружения нового главного вокзала на восточной окраине города. В настоящее время лишь часть пассажирских поездов, следующих через Воронеж по маршруту «север-юг», не заходят в центр города. Появление нового вокзального комплекса позволит перевести все транзитные маршруты в обход центра Воронежа, сократив время в пути от 40 минут до одного часа.
Попытки начать строительство нового вокзала в Воронеже предпринимались не раз, начиная с 1970 года. В последнее время областное руководство практически ежегодно выходит с соответствующими бизнес-планами на федеральное правительство, предлагает руководству РЖД варианты софинансирования объекта из регионального бюджета с использованием модели государственно-частного партнёрства.
Вместе с тем, одобренный руководством Воронежской области маршрут потребует значительных вырубок леса в рекреационной зоне севернее города. На это, в частности, обратила внимание на совещании в областном правительстве, где обсуждался проект маршрута ВСМ «центр-юг», заместитель руководителя департамента архитектуры и строительной политики области Марина Ракова. По её словам, «Вход в нашу область со стороны севера невозможен без затрагивания зеленых насаждений. Проектировщики говорят о том, что в обязательном порядке будет проводиться экологическая экспертиза, и защитные мероприятия в этих местах будут наиболее активные».