Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 38(380) от 03.10.2013

Православие и смерть

, 17:33

Два месяца минуло с августовского дня, когда в Пскове неадекватный кинооператор из Москвы Сергей Пчелинцев зарезал священника Павла Адельгейма. В РПЦ это событие уже начали использовать в целях самопиара: дескать, 32 тысячи батюшек и дьяконов беззащитны перед маньяками, и государству неплохо бы их охранять. Показательно, что сразу после гибели отца Павла представители церкви напряжённо помалкивали: слишком опасной для них выглядела тема жизни и смерти псковского священника.

Не от мира сего

Пчелинцев – не первый, кто хотел свести с 75-летним Адельгеймом счёты. В 2003 г. он сел за руль своей старенькой «Волги» и надавил на газ. Ехал медленно, потому что гололёд, – и поэтому прожил ещё 10 лет. Тогда в ГИБДД ему официально подтвердили, что рулевое управление машины развинчено человеческой рукой, но дело возбуждать отказались. Произошло это вскоре после публикации скандальной книги Адельгейма «Догмат о Церкви в канонах и практике», в которой он пытался осмыслить гонения, обрушившиеся на него в последние годы.

История эта деликатная и глубоко личная: в 1970 году отец Павел сел на три года за самиздат – Библия, Ахматова и т.д. Он полагал, что к его посадке имеет отношение молодой священник Троице-Сергиевой лавры о. Евсевий (Саввин). Отсидка была непростой. В ходе бунта на зоне Адельгейм потерял правую ногу. Тем временем в 1993 году Евсевия назначили архиепископом в Псковскую епархию, где Адельгейм служил с 1976 года. К приходу нового владыки отец Павел создал школу регентов при храме Жён Мироносиц и приют для детей-сирот в деревне Писковичи.

Сказать, что он пользовался любовью и уважением людей, – это ничего не сказать. Однажды я явился к нему в храм Жён Мироносиц без приглашения, поскольку он полагал, что любой человек достоин беседы, – и пригласил домой. Мы пили чай в доме отца Павла, а вокруг кухни мелькали трое-четверо детей странного вида. Священник объяснил: это воспитанники его недавно закрытой школы регентов. Они не совсем психически здоровы, их не в каждый приют возьмут. Кого смог, он пристроил, оставшихся забрал в свой дом. Не раз я видел прохожих псковичей, в пояс кланяющихся «Волге» Адельгейма.

Казалось бы, отец Павел должен быть гордостью РПЦ. Но школу регентов закрыли как раз по инициативе епархии. Также владыка Евсевий отобрал у него приют Писковичи, церковь святого Пантелеймона в психиатрической больнице Богданово, а в храме Жён Мироносиц изгнал из настоятелей. На его место пришёл молодой батюшка, креатура епархии. Уже через несколько дней на подступах к храму исчезло старинное булыжное покрытие немалой цены.

Война и клир

Адельгейм рассказывал, что большинство священников не понимают, почему он не хочет публично повиниться перед Евсевием. Ведь всего-то и надо было подписать обращение, уже составленное по этому случаю в епархии. Казалось бы – смирись! Дело в том, что власть архиерея ничем не ограничена, он может выгнать любого священника каждую минуту. Батюшки часто не имеют даже трудового договора. Пенсия, если и будет, – минимальная. Поэтому и мероприятия с участием епископа пронизаны покорностью, словно обкомовские собрания.

Каждый год в Прощёное воскресенье Адельгейм сообщал в письме Евсевию, что прощает его по-христиански, но ответного жеста не получил. В интервью отец Павел с грустью констатировал: «Самое страшное, что из церкви ушла любовь, а вместо любви вся эта бюрократическая начинка пришла. Патриарх – он по духу своему чиновник, и он этот бюрократизм в церкви насаждает. Выстраивает вертикаль власти. Он думает, что этим создаст мощную организацию, которая на него будет работать. Но мне кажется, что он глубоко заблуждается, и итогом всего этого будут похороны РПЦ».

Его оценки процессов в церкви становились жёстче, а за месяц до смерти Адельгейм сказал: «К сожалению, церковная жизнь в России гаснет. И сколько бы в Патриархии ни говорили про золотые купола, к сожалению, золотые купола выражают только силу церковной власти и рост церковного бюджета за счёт государственных доходов, не больше. А духовная жизнь разрушается и уничтожается… В этой церкви не остаётся места для Христа: имя Его всё реже и реже главами церкви упоминается… Теперь православие и христианство совсем не одно и то же. Потому что под словом «православие» больше понимается национальная идеология, а вовсе не христианская вера».

Мы уже давно привыкли, что политики, призывающие нас покупать отечественные авто, предпочитают «лексусы», а детей учат в Швейцарии. Что за речами о многодетных семьях – бесплодие авторов, а ревнители усыновления не рвутся взять в собственный пентхаус сироту. Так и за проповедями любви и сострадания может жить готовность выселить больных детей на улицу, чтобы насолить критику.

К отцу Павлу приезжали целые автобусы паломников с Урала и Поволжья, и даже с Чукотки была группа. Хотя он даже своего прихода не имел. И сегодня сторонники Адельгейма очень хотят поверить, что убийца Сергей Пчелинцев – человек не случайный. Но это очень маловероятно: у 27‑летнего москвича все признаки душевной болезни.

Владыка Евсевий на похороны Адельгейма не приехал и не сделал ожидаемых от христианина заявлений: мол, ругались мы с покойным, конечно, но я его уважал, прощаю и т.д. Зато имя отца Павла уже готовятся начертать на хоругвях. В РПЦ говорят, что он стал мучеником за православную идею. Вспоминают всё полезное, что он сделал, и молчат о тех, кто это всё разрушал. По мысли церковных пиарщиков, идёт террор сатанистов против сельских батюшек: вот, помните, убили отца Александра Меня, сейчас зарезали Адельгейма, а сколько ещё погибло священников! Так что необходимо всем сплотиться вокруг патриарха и других членов церковного «политбюро».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram