Президент В. Путин всё-таки подписал скандальный закон о реформировании, читай – уничтожении Российской академии наук. Верхушка академии призвала отнестись к этому спокойно и «двигать науку вперёд». Остальные учёные готовы к сопротивлению.
Движение учёного сопротивления
Говорят, один высокопоставленный российский чиновник во время активных протестов академиков против реформы РАН цинично заметил: «Когда мы пришли за промышленностью – они молчали. Когда за здравоохранением и образованием – они молчали. Теперь, когда мы пришли за ними, – боржоми пить уже поздно».
В чём-то этот чиновник прав. Академики, когда одуревшая от безнаказанности власть растаптывала всё вокруг, рассчитывали отсидеться в своём стеклянном замке, уверенные, что их-то точно не тронут. Не сбылось. Их растоптали так же, как и всех. Цинично и нагло, с целью присвоения себе куска «недвижимого» пирога. Упование на «доброго царя и злых бояр» оказалось морковкой перед носом ослика. Идти можно сколь угодно долго, но на лакомство в итоге рассчитывать бессмысленно.
Однако примириться с действительностью самые выдающиеся учёные страны не могут.
– Борьба продолжается. Сейчас важно сохранить единство, чтобы учёных не растащили и не прихлопнули по одному где-нибудь в углу. Мы решили преобразовать созданную летом комиссию по реформе РАН в комиссию по общественному контролю за преобразованиями в институтах академии. Её задача – информирование о том, какие разрушительные действия предпринимаются, противодействие им, помощь и поддержка научным коллективам и отдельным учёным, которые пострадают в результате реформы. Нам нельзя опускать руки, нужно бороться дальше, – заявил «АН» академик РАН Валерий Рубаков.
Многие академики из группы «1 июля», категорически не согласные с законом, планируют выйти из академии в знак протеста. В приёмную президента учёные доставили 124 тысячи подписей научных сотрудников и просто неравнодушных людей, которым небезразлична судьба российской фундаментальной науки. Но всем, и в первую очередь президенту, плевать на мнение научной общественности.
– История с РАН – это часть общей кампании, которую можно кратко охарактеризовать как второе пришествие «гайдаровщины». Посмотрите на выступление Дм. Медведева. Он, признав, что путь, которым они вели страну, ведёт к пропасти, открыто говорит, что для выхода из кризиса необходимо сокращать якобы неэффективные рабочие места. Переселять народ туда, куда выгодно предпринимателям. Но он не смог адекватно оценить собственную 20-летнюю беспомощность. И не только свою, а всей этой команды, которая, сменяя друг друга у руля, ведёт нас в пустоту. В 90-е годы власть не смогла добить РАН, но уничтожила прикладную науку. Сейчас уничтожение академии стало частью общей политики по развалу страны, которую ведёт правительство. Значит, в отставку такое правительство, – заявил академик, депутат Госдумы (КПРФ) Борис Кашин.
Аргумент учёного и депутата Б. Кашина:
– Пока непонятно, каковы будут дальнейшие действия власти. Если они настроены вообще на тотальный контроль науки, то они её угробят. Никаких иллюзий тут быть не может. Если же для администрации президента цель была показать, что они главные в стране, тогда, может быть, будет свобода для манёвра. Но фактически внутри научной среды у власти уже никакой опоры нет.
И зачем сейчас обострять повсеместно ситуацию, мне лично непонятно. Возможно, есть идея устроить полный обвал и, чувствуя слабость, неготовность народа к протесту, построить новую, более устойчивую систему для управления нами. Загнав людей в бесправие, ими можно легко управлять. Если народ стерпит. Но я в его долготерпении не уверен.
Пятая колонна в «чёрном ящике»
В частных беседах академики признают, что руководство РАН заняло соглашательскую позицию, пойдя на переговоры с рядом депутатов от правящей партии, правительством и президентом страны. Если бы хотя бы половина президиума РАН чётко обозначила свою позицию – выход из академии в случае принятия этого закона и последующий за этим международный скандал, то ситуация могла бы быть совершено иной. Ведь засевшие в Кремле и Белом доме «товарищи» очень щепетильно относятся к реноме страны в экспортном исполнении. Там могут вспомнить, что только два политических деятеля разгоняли свои академии наук: Муссолини в Италии и Чаушеску в Румынии.
Видимо, поэтому никто так и не признался в авторстве закона. Вице-премьер О. Голодец, министр Д. Ливанов – всего лишь ширмы. Голодец, представляя закон, оказалась настолько «не в теме», что депутаты не могли сдержать смех. Говоря о так называемом «индексе Херша», она заявила, что у нобелевского лауреата он должен быть равен 25 000 пунктов при 100 максимальных.
Говорят, руку к созданию кризисной ситуации приложил ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации В. Мау. Близкий друг покойного Гайдара и живого Чубайса. А несостоявшийся академик М. Ковальчук, несколько крупных чинов из администрации и помощник А. Фурсенко донесли его «мнение» до президентского стола.
Ситуация с РАН – лакмусовая бумажка для власти. Проверочное мероприятие – до какой степени можно нагибать свой народ.
– Что происходит во власти и, в частности, в администрации президента, неизвестно. Это «чёрный ящик», который выдаёт некие решения. Я совершено не исключаю, что среди них есть не только корыстные люди, но и те, кто сознательно работает и против нашей науки, и против российского государства.
Проект с реформированием РАН – это дорожный знак, указывающий, куда идёт страна, в которой реальная власть монополизирована неким землячеством и несколькими олигархами. Всё зависит от одного человека, от доступа к первому лицу и источников информации, которыми оно пользуется, – говорит академик Кашин.
По его мнению, «без изменения политической ситуации спасти РАН, обеспечить динамичное развитие нашей науки невозможно».