Аргументы Недели → Общество

Рабы ГУЛАГа: правозащитники побывали в колонии Толоконниковой

, 15:39

Заявления о нарушениях условий труда в колонии, в которой отбывает наказание участница Pussy Riot Надежда Толоконникова, подтвердились – опубликован отчет правозащитников. А с обычной точки зрения это бесчеловечное, унизительное рабство.

Доклад подписан членами комиссии Совета по правам человека при президенте РФ Еленой Масюк, Марией Каннабих и Евгением Мысловским, отдельный отчет написал также Илья Шаблинский, не присоединившийся к остальным членам комиссии. Нарушения трудового кодекса подтверждаются не только заключенными и самой Толоконниковой, но и даже администрацией колонии – а иначе трудовую норму, спускаемую на колонию компанией, принадлежащей депутату Госдумы, просто не выполнить физически. Комиссия пошла путем абсолютного следования букве закона – обнаружила, что в ИК-14 «существует хорошо отлаженная добровольно-принудительная система по бесперебойному обеспечению 12-16- часового рабочего дня, также, как и работы по воскресным дням, «непрозрачная система подведения итогов выполнения плана создает условия для злоупотребления своими полномочиями у мастеров и бригадиров смен», с работницами не заключаются Трудовые договора (можно только представить себе, как у администрации полезли на лоб глаза – когда это было принято «заключать договора с уже заключенными»), а оплачиваются они исключительно по ставке минимальной оплаты труда, и зарабатывают чуть больше тысячи рублей в месяц. Предприятие, шьющее форму подобным образом, должно быть невероятно прибыльным…

Правозащитник Шаблинский пишет гораздо резче – он уверен, что не просто нарушен Трудовой кодекс, а «явочным порядком введен рабский труд». Масюк, Каннабих и Мысловский подтвердили, что администрация не передает жалобы заключенных в надзорные инстанции, и наказывает жалобщиков – об этом сообщают и некоторые опрошенные заключенные в своих показаниях, но не все, некоторым страх мешает настолько, что они готовы начальника колонии признать просто отцом родным. Они рекомендуют перевести Толоконникову в другой, не «пресс-отряд», и направить на работу в библиотеку или вечернюю школу, «обеспечить осужденных женщин различными периодическими изданиями, в том числе общественно-политическими, отремонтировать неработающие в отрядах телевизоры, предоставить возможность ежедневного просмотра телепередач, а также установить радиоточки, в связи с невозможностью для рабочей группы собрать полную информацию, необходимую для всесторонней и объективной оценки фактов, указанных в жалобах осужденных, считаем необходимым организовать проверку поступившей информации силами компетентных государственных органов — Государственной Инспекции Труда совместно с Прокуратурой».

При этом Масюк, Каннабих и Мысловский, в отличие от Шаблинского, утверждают, что акция Толоконниковой, объявившей голодовку, была «заранее спланирована, организована и скоординирована извне», равно как и информационная поддержка в СМИ, ее мужем Петром Верзиловым, адвокатом Ириной Хруновой, и главой правозащитной ассоциации «Агора» Павлом Чиковым. И вот это потрясает больше всего – не условия пребывания женщин в колонии, которые превращены в тотальное и отвратительное унижение, не требования работать без звука до упаду, не обворовывание с невыплатой зарплаты – а способность людей, глядя в глаза этим замученным и замордованным женщинам обвинить их же в том, что они неправильно жалуются. Во ФСИН вообще утверждают, что Толоконникова добивается каких-то льготных условий содержания, как будто то, что творится в колонии можно просто назвать словом «без особых льгот» - видимо вода и еда — это льгота, «дыма без огня не бывает», а «наш суд – самый справедливый суд в мире»… Адвокаты тоже, по мнению «правозащитников» от власти, должны тупо строчить жалобы и потом говорить, сложив ручки «а я писал везде», и мужу стоит подумать, с кем связался.

О Толоконниковой нет никаких сведений уже более трех суток – ее отправили в больницу, по словам администрации колонии, и у родных нет никакой возможности выйти с ней на связь, в том числе и не принимавшему участия в «организации спланированной голодовки» отцу Нади. Издевательство над родными – это тоже, видимо, входит в систему наказаний РФ, прямую наследницу ГУЛАГа – спасибо, что отцом врага народа пожилого мужчину не сделали. «Терпи и воздастся», и нечего читать «Графа Монте-Кристо», а просмотр правильных общественно-политических передач видимо должен довершить превращение заключенных в зомби. Российские колонии – место, которое не изменилось с момента постройки в 20-х годах прошлого века, не изменились ни нравы, ни техническое состояние. Серые стены, бараки, форма, утвержденная еще при Сталине, шокирующая жизнь в огромной толпе уголовников, в которой невозможно почувствовать себя человеком – так описывает судьбу Надежды корреспондент Foreign Policy.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram