На Западе пансионаты для пожилых людей — это обычное явление. Здесь принято, что, состарившись, люди перебираются в заведения с хорошим сервисом и постоянным медицинским обслуживанием. Сегодня подобные пансионаты начинают появляться и в России, меняя наш менталитет и представление о домах престарелых. О работе одного из таких объектов — Парк-Отеля «Монино», о проблемах, с которыми приходится сталкиваться руководству, нашему корреспонденту рассказал инвестор проекта Александр Михайлович Клевцов.
— Александр Михайлович, в прошлом году главным событием в жизни Парк-Отеля «Монино», бесспорно, стало открытие нового корпуса. Как вы считаете, это событие изменило Парк-Отель?
— Не только изменило, но и перевело пансионат на качественно новый уровень, сделав его лучшим в России на сегодняшний день. Это обусловлено не только исключительными бытовыми условиями проживания в Парк-Отеле, которые соответствуют всем правилам безопасности и комфорта, но и специальными методами управления, обеспечивающими проживание резидентов в домашней обстановке. Приходя к нам, люди начинают жить активной, насыщенной жизнью. Молодеют на глазах.
— Парк-Отель — это первый в России пансионат европейского уровня. Как он развивается сегодня? С какими трудностями вы сталкиваетесь?
—Постояльцы, конечно, не дают нам скучать — мы стараемся не просто заботиться о них, но и постоянно придумываем новые и новые способы досуга. Например, ежемесячно выпускаем газету, в которой отражается жизнь пансионата, а еще подумываем о проведении регулярных благотворительных аукционов по продаже поделок, сделанных руками наших бабушек и дедушек, ведь эти вещи несут в себе особую теплоту их души.
Что же касается трудностей, то в основном они касаются перспектив развития этого социального бизнеса и пока никак не отражаются на жизни наших постояльцев.
— Здоровье и спокойствие постояльцев для вас в приоритете, но если говорить об экономических моментах — расскажите, как строится управление пансионатом, какую прибыль приносит Парк-Отель?
— Сегодня мы переживаем непростое время. Дело в том, что здания пансионата принадлежат собственнику, которому управляющая компания платит арендную плату за использование недвижимости. Это достаточно высокая плата для нас, если учитывать, что нам необходимо еще и развиваться. Когда все начиналось, была договоренность об интенсивном развитии на растущем рынке социальных услуг и нам обещали в кратчайшие сроки построить три резиденции в общей сложности минимум на 360 коек, ведь для того, чтобы быть прибыльной, у управляющей компании должно быть минимум 200 постояльцев, а сейчас — всего 60. Этого, конечно, мало. Поэтому мы убыточны, и это продолжается уже не один год. В этом году мы с партнерами не смогли пока обеспечить финансирование в полном объеме, и компания имеет задолженность по арендным платежам.
—Насколько это опасно для бизнеса?
— Все зависит от собственника недвижимости. Дело в том, что он одновременно является основным партнером в управляющей компании (владеет 51 % акций) и оказывает прямое воздействие на управление компанией. На сегодняшний день он весьма активно влияет на развитие управляющей компании и полностью ее контролирует. В результате собственник недвижимости и не строит новые объекты, которые можно быстро ввести в эксплуатацию и тем самым дать возможность управляющей компании стать прибыльной, и не дает возможности управляющей компании привлекать новых партнеров и предлагать свои операторские услуги другим собственникам недвижимости, потенциальным инвесторам, проявляющим интерес к этому бизнесу. И сейчас мы имеем умножающуюся задолженность по аренде перед единственным собственником недвижимости, что фактически является задолженностью «самому себе», так как собственник недвижимости является и партнером в управляющей компании. Такая ситуация, безусловно, не может не сказываться на перспективах развития.
—Каковы ваши прогнозы — удастся ли разрешить конфликт?
—Это не от нас зависит. Мы всегда готовы договариваться и работать на бизнес. Мы потратили массу усилий, чтобы сохранить и развить управляющую компанию, превратив ее в лучшее социальное предприятие в стране.
Сегодня наша компания является привлекательным объектом для социальных инвестиций. Я не буду хвастаться, что желающие стоят в очередь, но у нас есть ряд российских и иностранных инвесторов, которые готовы развивать бизнес вместе с нами при условии его прозрачности и управляемости. Но в случае с социальным бизнесом — все не так просто. Во всех странах такие предприятия чрезвычайно чувствительны к репутации своих руководителей и инвесторов, ведь людям небезразлично, кому они доверяют жизнь своих самых близких людей. Они должны быть полностью уверены в нас.
— Если прийти к консенсусу не удастся, что ждет Парк-Отель «Монино»?
—Это очень сложный вопрос. Даже не хочу об этом говорить. Я верю, что мы договоримся. По крайней мере, мне это до сих пор всегда удавалось.