Петростат опубликовал отчет о деятельности алкогольного рынка за первую половину 2013 года. Из него следует, что отрасль находится в состоянии, близком к кризисному.
Убытки производителей спиртного достигли 125 миллионов рублей, а объёмы выпущенной продукции падают небывалыми темпами. Коньяков разлито на 70% меньше, чем в январе–июне 2012 года, наливок и настоек — на 36%, заключили аналитики. Скромный рост на 0,7% показала только водка, ее изготовлено 16,9 миллиона литров. По мнению некоторых экспертов, в 2014 году половина выпитого горожанами будет суррогатом. Участники рынка считают, что причина кризиса в резком повышении акцизов.
Мы попытались выяснить, стали ли петербуржцы меньше потреблять алкоголя и как изменились их пристрастия с увеличением цены?
— Сравнивать показатели первого полугодия прошлого года и нынешнего не совсем корректно, — утверждает Вадим Дробиз, руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя. — Зная о повышении акцизов 1 июля 2012 года и 1 января 2013 года, производители выпустили безумное количество водки! В Петербурге чуть меньше, но в некоторых регионах на 23% больше, чем годом ранее. Сделано это было для того, чтобы как-то минимизировать потери продаж из-за роста акцизов. Поэтому база первого полугодия прошлого года не до конца является показательной. Что касается ситуации в отрасли в целом, то иначе как коллапсом её не назовешь. Из-за роста акцизов мы получили один из самых дорогих алкоголей в мире относительно заработной платы. Так, в глубинке при зарплате 6–8 тысяч рублей человек может приобрести 30–40 бутылок водки. В Германии на пособие по безработице или на минимальную зарплату в 1 тысячу евро при цене бутылки в 4,5 евро можно приобрести не менее 200 бутылок. В результате, как в Петербурге, так и во всей России потребление крепкого алкоголя сдвигается в сторону суррогатов и контрафактной продукции. Это следствие нынешней фискальной реформы. Если принять за основу потребление крепкого алкоголя за 65 миллионов литров, то уже 32–33 миллиона — это суррогаты и так называемая гаражная водка. Всего же в России потребляют алкоголь 100 миллионов граждан, из них 70 миллионов умеренно, соответственно оставшиеся это фактически маргиналы. И сейчас, в том числе и по потреблению алкоголя, расслоение общества уже состоялось. 30 миллионов человек, которые, к примеру, выпивают по 4 бутылки крепкого алкоголя в год, как могли в прошлом году, так и сейчас могут себе позволить купить эти бутылки и по 170 рублей… и по 220 тоже купят. А вот остальная часть будет сдвигаться в сторону нелегальной продукции и так называемого алкоголя двойного назначения, то есть в суррогаты. Тут, правда, стоит отметить, что крепкий алкоголь — это все-таки своеобразный антидепрессант, потребление которого во всем мире выросло в годы кризиса. Сейчас в мире есть тенденция по снижению потребления алкоголя, однако в нашей стране этого пока не наблюдается.
Генеральный директор некоммерческого партнёрства защиты прав и законных интересов предпринимателей «Клуб профессионалов алкогольного рынка Санкт-Петербурга» Максим Черниковский считает, чтопадение производства алкоголя непосредственно связано с увеличением акцизов на крепкую алкогольную продукцию, а не потому, что петербуржцы стали меньше пить.
— Если с января 2012 года акциз на крепкий алкоголь составлял 251 рубль в пересчёте на 1 литр спирта, то в июле 2012 года это уже 300 рублей, а с 1 января 2013 года — 400 рублей. Соответственно установленная минимальная цена на бутылку водки в 2012 году составляла 98 рублей, сейчас — 170. Также и с коньяком: в первой половине 2012 года пол-литра коньяка стоили менее 200 рублей, в настоящее время — 280 рублей. Нынешняя стоимость российского коньяка уже попала в ценовую нишу недорогого армянского или молдавского и даже сопоставима с отдельными сортами французского бренди.
Рост акцизов и снижение производства коньяка и фактически остановившийся рост производства водки вовсе не говорит о том, что россияне стали меньше пить алкоголь. Потребление его не сократилось. Но если два года назад по моим оценкам доля нелегального алкоголя, суррогатов и контрафакта составляла 30–35%, то сейчас это уже 50%. По потреблению алкоголя наша страна далеко не на первом месте, но по потреблению контрафактной продукции мы на втором месте после Эквадора, суррогатов — на первом в мире. В той же Бразилии 50% общественного транспорта работает на спирте, но там никому в голову не приходит употреблять технический спирт. У нас такое присутствует. В США существует понятие «бюджетный алкоголь», когда бутылку виски можно купить за 2 доллара. Объяснение простое: после потребления суррогатов лечение дороже. У нас же пытаются отрасль «лечить» акцизами, от чего её ещё больше лихорадит. С 1 января 2014 года нас вновь ожидает повышение акцизов с 400 до 500 рублей в пересчёте на литр спирта, а минимальная розничная цена водки в магазине составит 220 рублей. Это будет означать, что ещё больше повысится рентабельность производства нелегального алкоголя и соответственно — процент потребителей. На саму отрасль повлияет ещё и тот факт, что с 1 января 2014 года будет запрещена торговля российским алкоголем со старыми акцизными марками. Поэтому сейчас оптовики не очень охотно закупают алкогольную продукцию нашего производства и сдвигают ассортиментную матрицу в сторону импорта, потому что там старые акцизные марки будут действовать до 1 сентября 2015 года.
В итоге мы видим уже сейчас, что те, кто пили коньяки, перешли либо на недорогой импортный алкоголь, либо стали пить водку. Ну а дальше россияне будут ещё больше потреблять контрафакта.
Относительно запрета на продажу алкогольной продукции в ночное время — ни на рынке, ни на потреблении алкоголя он никак не отразился. Но я приветствую данную инициативу по другой причине: снизилось число преступлений и правонарушений, совершённых в состоянии алкогольного опьянения, а этот факт не может не радовать.
По мнению Алексея Третьякова, председателя Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, главное — это то, что для многих спиртное является своеобразным средством выхода из депрессии. Причём, рост алкоголизации не связан даже с доступностью крепких напитков.
— Что касается снижения потребления коньяка, наливок и настоек при повышении потребления водки, — сказал Третьяков корреспонденту «АН-СПб», — то это, на мой взгляд, объясняется удорожанием продукции. Отсюда — изменение уровня и качества потребления. Проще говоря, на коньяк денег уже нет. А вот декларация со стороны государства о том, что рост цен на алкоголь проводится ради оздоровления населения, к реальности никакого отношения не имеет. Это, прежде всего, связано с ростом акцизов и, соответственно, с пополнением бюджета. Армия «бюджетопильщиков» в последние годы исправно растёт, и потому на всех его не хватает. В данном случае это исключительно моё мнение, которое основано на известных историях, связанных с Рособоронэкспортом, Минсельхозом и т. д.