> Москвичей убеждают отказаться от личного транспорта - Аргументы Недели

//Общество

Москвичей убеждают отказаться от личного транспорта

23 сентября 2013, 19:20 [«Аргументы Недели», Екатерина Алтайская ]

globallookpress.com

22 сентября в ряде городов России – в том числе в Москве – прошел День без автомобиля. К этой международной акции столица присоединилась еще в 2008 году – но лишь через 5 лет  день отказа от личного транспорта смог стать значимым событием для москвичей. Акция стала логическим продолжением плана  разгрузки мегаполиса и еще одним шагом к  выполнению концепции: город – для пешеходов, дороги – для автомобилей. Поможет ли снижение уровня автомобилизации решить транспортную проблему в столице?

Праздник без машин удался на славу

Первое масштабное празднование Дня без автомобиля москвичам действительно запомнится. И не только тем, что в этот день перекрыли для транспорта Бульварное кольцо. На пяти московских бульварах устроили настоящий праздник – принять участие в котором мог каждый. Независимо от  возраста, профессии и прочих социальных категорий. Игры, развлечения и другие мероприятия были, кажется, на любой вкус. На Сретенском бульваре можно было посмотреть выставку ретро-транспорта. Автомобилей в числе экспонатов, разумеется, не было – но москвичи могли увидеть и  пассажирские автобусы 1930-х-1950-х годов, и уникальные велосипеды 19 столетия (в том числе модели, которых в мире остались единицы). Старинные средства передвижения оказались, несмотря ни на что, в прекрасном состоянии. На фотовыставке, открывшейся также на Сретенском бульваре,  был ряд интересных исторических кадров конца 19-го-начала 20-го века. В объектив попал даже общественный транспорт в дни Октябрьской революции - переполненный трамвай с открытыми дверями. Люди ехали на ступеньках…

На Рождественском бульваре можно было принять участие в уникальных мастер-классах по живописи, росписи футболок и хастлу и в юмористических соревнованиях - гонках на картонном общественном транспорте.  Автомобилей среди участников забега не было. И дети, и взрослые могли проверить себя на меткость в своеобразном тире – и выстрелить из гигантской рогатки высотой более 2 м.

На Чистопрудном бульваре  в автобусах открыли кинотеатр и лекторий. На Покровском  организовали шуточные эстафеты на самокатах и видах транспорта, о которых многие даже не знали. Там же открыли мастер-классы по стрит-дансу и флористике. На Яузском  проходили велосипедные гонки…   

Праздник удался. Но  была ли достигнута главная задача акции: убедить москвичей в преимуществах «альтернативного транспорта»  (так, признавая первое место за личным автомобилем, называют сейчас общественный транспорт, мотоциклы и велосипеды)?

Транспорт стал доступным – на один день

День без автомобиля запомнится москвичам и по другой причине. Преимущества «альтернативного» общественного транспорта Мосгортранс решил подчеркнуть весьма интересным образом. На киосках  по продаже билетов всю минувшую неделю – с 16 по 22 сентября – были размещены объявления с просьбой покупать специальные билеты «День без автомобиля».  Стоимость проезда в рамках акции снизили вдвое. Праздничный билет на 1 поездку можно было приобрести всего за 13 рублей. «Супер-предложение» действовало лишь 22 сентября, в воскресенье. Несмотря на то, что Неделей без автомобиля была объявлена вся неделя с 16 по 22 сентября. Велики ли пассажиропотоки  в выходные?

Может быть,  более  действенным стимулом для отказа москвичей от поездок на личном транспорте стали бы билеты «Неделя без автомобиля»? В рабочие дни люди  совершают достаточно много поездок – и экономия средств на проезд  оказалась бы более существенной. А заодно убедила бы многих автомобилистов в необходимости пересесть на общественный транспорт. Впрочем, в часы пик билет по цене 13 рублей мало кому показался бы дешевым. «Комфорт», с которым большинство людей приезжают на работу и уезжают домой,  трудно сопоставить даже с такой стоимостью проезда…

Несмотря ни на что, финансовый фактор является одним из решающих. Приемлемая стоимость проезда на общественном транспорте могла бы привлечь очень многих пассажиров. Но   тарифы в Москве (как на метро, так и на наземный транспорт) доступны далеко не для всех.

Хорошо стоим: откуда взялись московские пробки? 

Цель акции «Неделя без автомобиля» - сделать городской транспорт доступным и удобным для всех и организовать альтернативные способы передвижения. Т.е.  справиться с проблемой, сводящей на нет преимущества даже самого современного и комфортного транспорта -  «часами пик» и, как следствие, пробками. Заторы на столичных трассах объясняют вполне очевидной причиной – большим количеством автомобилей. С одной стороны, верно: Москва действительно перешагнула критическую отметку автомобилизации населения – 350-400 единиц личного транспорта на 1000 человек. С другой стороны, большое количество автомашин на одних и тех же дорогах – равно как и переполненные поезда метро на одних и тех же станциях – имеет не только транспортные причины. Несколько десятков лет назад  столицу решили превратить в образцовый европейский мегаполис. Из центра выселяли старожилов. На окраинах росли спальные районы с одинаковыми многоэтажными домами. Помните  фильм «Ирония судьбы»? Города-спутники вливались в столицу. Строилась Московская кольцевая дорога…

Результат преобразований москвичи могут оценить и сами. Город разделился на «офисный» центр и «спальные» окраины. Ежедневно, в одно и то же время, миллионы людей перемещаются в одном и том же направлении. Какой транспорт выдержит такую нагрузку? Если центр останется  «рабочим», а окраины «жилыми», ни о каком полном разрешении проблемы не может быть и речи.

«Альтернативный транспорт» обретает привлекательность

Те, кто решает вопрос московских пробок, работают не с первопричиной, а с ее последствиями. В центре внимания – транспорт. Небывалыми темпами идет строительство. На карте города уже появились строящиеся магистрали, развязки, хорды,  станции метро и пересадочные контуры. Организованы перехватывающие парковки. Не обходится и без запретительных мер. Парковку автомобилей в перегруженном офисном центре  сделали платной. Есть предложение распространить эту идею на все рынки и торговые центры. Но одно лишь строительство мегаполис не спасет. Общественный транспорт, на который возлагают надежды организаторы «Дня без автомобиля» - Департамент транспорта г.Москвы (при поддержке Банка Москвы) и ГУП «Мосгортранс» - должен стать привлекательным для пассажиров. Поездка на автобусе, троллейбусе или трамвае должна из вынужденной необходимости превратиться в приятное путешествие.

 «День без автомобиля» стал днем подведения промежуточных итогов. Организаторы  акции смогли представить результаты первых шагов по достижению этой цели. Общественный транспорт получил выделенные полосы – и возможность следовать по маршруту, не задерживаясь в пробках. В ночь на 31 августа заработали первые ночные рейсы. В дальнейшем их будет организована целая сеть ночного общественного транспорта. Около некоторых станций метро открыты перехватывающие парковки. Банк Москвы на собственные средства организовал прокат велосипедов. Цены в прокате более чем приемлемые: стоимость аренды велосипеда на одни сутки составляет 100 рублей, на месяц – 450 рублей, на весь сезон катания на    велосипедах (а это 5 месяцев) – 950 рублей. В пригородных поездах разрешили бесплатно провозить велосипеды. Строятся велодорожки.

Автомобилизация населения была вынужденным решением эпохи девяностых.  В годы становления нового государства попытки москвичей добиться нормальной работы общественного транспорта были фактически проигнорированы. Людям  не оставалось ничего другого, кроме как пересесть на маршрутные такси и личные автомобили. Проблему передвижения население решало за счет собственных финансов.  К персональным «средствам передвижения» люди привыкли. В День без автомобиля 22 сентября машины встречались на улицах ничуть не реже, чем в другие выходные. Впрочем, статистика по дорожному движению в этот день пока не получена. А пока  общественный транспорт, ставший «альтернативным» по отношению к автомобилю, пытаются сделать комфортным, быстрым и доступным. В Департаменте транспорта надеются: чем меньше будет автомобилей в столице, чем лучше станет ее жителям.

 

 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Мнение

Израильский спецназ «Шальдаг» уничтожает Хезболлу и ее союзников на Ближнем Востоке

Известно, что в ноябре израильская авиация успешно бомбила объекты Хезболлы в пригороде Бейрута. Более того, на днях она уничтожила несколько высокопоставленных командиров этой организации. И это результат того, что получила эта организация после террористических обстрелов Израиля ракетами. До этого 27 сентября в результате точного авиаудара израильских ВВС был ликвидирован генеральный секретарь этой религиозной партии Хасан Насралла, главный идеолог войны с Израилем, инициировавший его обстрелы ракетами. В результате систематических авиаударов израильтян было ликвидировано значительное количество главных командиров Партии Бога. В том числе Мохаммед Срур - начальник подразделения беспилотников. Его дроны непрерывно осуществляли боевые действия против Израиля, за что он поплатился жизнью. Ибрагим Кубаиси был начальником ракетного подразделения, он также был уничтожен авиабомбой. Известно, что 16 высших командиров были уничтожены с воздуха.