Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Петербург → Общество

Петербургу предстоит многолетняя борьба за побережье

, 10:55

Общая длина побережий петербургских водоемов в черте города, по данным института НИПИГрад, составляет 2,5 тыс. км. Из них 270 км - это береговая линия Финского залива, 130 км - берега Невы, и 2,1 тыс. км - побережья небольших рек и озер.

Это одно из главных богатств города. Все, что смотрит на воду – жилые дома, рестораны, гостиницы, – обычно стоит вдвойне, а то и втройне дороже других объектов.

Эффект от развития побережья не ограничиваются удачной коммерцией: новые территории на воде – визитные карточки городов на внешнем туристическом рынке и большое благо в глазах жителей. То, что сегодня в Северной Венеции трудно найти свободный выход к воде, - один из главных, с точки зрения экспертов, парадоксов петербургской реальности.

Прибрежные проекты, начатые частными инвесторами, способны привести к локальным улучшениям. Однако, по большому счету, возвращение Петербургу его берегов должно стать стратегической задачей городского управления на ближайшие 20-50 лет.

В Хельсинки основные решения, давшие толчок сегодняшним и завтрашним градостроительным проектам, были приняты более 30 лет назад – в начале 1980-х годов. Об этом рассказал вице-мэр Хельсинки Ханну Пентилля на выездной дискуссии Форума «Будущий Петербург», прошедшей в финской столице и посвященной европейскому опыту waterfront development. Основными стали решения о выносе грузовых портов из центра Хельсинки и организации на их месте новых городских районов. Так началась эпоха преобразования побережья, в которой сюжет редевелопмента грузовых гаваней является важным, но не единственным. Например, в районе Арабианранта (в переводе – «арабский пляж») берега раньше были заняты не портовыми объектами, а глиняными карьерами и керамическими производствами. Теперь это популярный жилой район, где большая часть берега отдана под неорганизованный, то есть не тронутый людьми, парк – место отдыха мигрирующих гусей и счастливых обладателей квартир в новых квартал
Петербургские проекты развития береговой линии, несмотря на ее протяженность, таким разнообразием не отличаются. Центральный – по расположению и значимости – проект создания общественных пространств и жилых кварталов на Неве, «Набережная Европа», пока сорван. Груды зараженного грунта, лежащие прямо напротив стрелки Васильевского острова, стали наглядным символом проблем с реализацией градостроительных инициатив в Петербурге. Старт другой значимой инициативы в историческом центре города – реновации острова Новая Голландия – затягивается. Впрочем, откладывая начало главной фазы проекта – приспособления существующих на острое объектов под коммерческое использование - Millhouse Capital успешно осуществил эксперимент по организации модного публичного пространства на воде. Зеленая лужайка Новой Голландии, открытая для посещения в летнее время, с площадками для спортивных игр, коллективным огородом, периодически проходящими фестивалями, оказалась чрезвычайно востребованной.

Среди немногих завершенных проектов waterfront development – Парк трехсотлетия Петербурга. Несмотря на критические отзывы экспертов – современные парки европейских городов получаются и комфортнее, и интереснее – он пользуется большим спросом. Второй зоной отдыха на севере города должна стать территория Лахта-Центра – частный проект waterfront development на Финском заливе, помимо офисных комплексов, включает открытые и закрытые общественные пространства. Если осуществится идея соединения Лахта-Центра с Парком Трехсотлетия пешеходно-велосипедным мостом, то переполненный людьми и зданиями север Петербурга приобретет новый акцент - прогулочного морского района. Впрочем, никаких официальных решений по поводу такой связки не принято.

Хорошо видный из Парка Трехсотлетия «Морской Фасад» - территория, задуманная как визитная карточка современного Петербурга; пример крупного проекта европейского образца.

В этом году разрабатывается стратегия социально-экономического развития Петербурга до 2030 года. Если преобразование береговой линии будет зафиксировано в ней как приоритетная программа города, а поэтапный переезд хозяйственных объектов, занимающих побережья – ключевой элемент этой программы, то документ уже не будет бесполезным.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram