Правильно профессор Преображенский говорил Шарикову, что нельзя газет перед обедом читать. От телевизора, газет и соцопросов не только аппетит портится, но и голова начинает кружиться – перестаешь понимать, существует ли реальность на самом деле.
В замечательном романе великого поляка Станислава Лема «Футуристический конгресс» главный герой исследователь Йон Тихий попадает на конгресс по последним достижениям химии в некую латиноамериканскую страну, где одновременно начинаются беспорядки. Пока участники собрания пробуют последние достижения химиков – в воздухе распыляются различные газы, создающие искусственную реальность, в которой герои ощущают себя то на нарах в бараке, то на шикарном приеме, Тихий постепенно узнает, что реальность давно маскируется и приукрашивается; что существуют различные противоядия от галлюциногенов, соответствующие разным степеням допуска к правде, и разные формы реальности - начальство находится в максимально благополучной; а чтобы приблизиться к истине, требуется химический препарат. Правительству попутно удается распылить газы типа «пофигин» и над толпами протестующих, и протест постепенно перерастает во всеобщую оргию и братание, пока в руках Йона не оказывается случайно бомба «отрезвин».
Пока российские химики не изобрели подобных препаратов, хотя никто не знает, что делается в тайных лабораториях, может быть и булькает уже где-то в колбе «антипротестин» и «начальстволюбин», знамя подхватили социологи, в течение нескольких лет убеждавшие граждан, что они «думают на самом деле». Каждый раз, глядя в их прогнозы многие граждане ужасались – Боже, неужели я один думаю «неправильно»? Роль «отрезвина» сыграли последние выборы, на которых социологические опросы почти всех агентств, как государственных, так и самостоятельных (за исключением «честных социологов» Навального, которые врать не должны просто по роли, но в которых плевали все) были опровергнуты, причем погрешность в них оказалась не просто статистической, а откровенно жульнической. Они не смогли предсказать ни явку, ни проценты кандидатов – сколько убеждали избирателей что вторым на выборах в Москве будет Мельников, а в Екатеринбурге победит Силин?
Власти пришлось совсем уж нелепо вызывать к себе доверие, утверждая, что выборы были «самыми честными за последнее время» - получается, что все предыдущие – фейк, и вся история России за последнее время – фейк, и чему теперь верить, когда прошлое превращается в зыбкое болото, а будущего нет? Что же, последние честные выборы в Думу, получается, были при Николае, или может быть еще в умиравшем СССР в 1990 году? «Как жить», остается воскликнуть словами героев «Женитьбы Бальзаминова, «в газетах об этом как-то глухо пишут…».
Не лучше оказывается и журналистское сообщество – обилие информации, сыплющееся на головы не привыкших к разным мнениям россиян не позволяет им понять, что правда, а что ложь, и путает окончательно. Недавно с легкой руки НТВ Путину чуть не вручили Нобелевскую премию мира – оказалось, что просто журналист Fox News пошутила над лауреатом Нобелевской премии мира президентом США Бараком Обамой, собирающемуся ввязаться в войну в Сирии, и предложила тому не без иронии отдать премию российскому лидеру. Упоминание есть, а поскольку большинство россиян не имеют возможности выучить английский, то им свободно можно распылить лапшу прямо в уши, а начальство получает свою порцию «задолизина».
Точно так же Навальный оказался антисемитом – журналист Кричевская установила, что статья в газете The Jerusalem Post про национализм Навального полностью цитировала пресс-релиз, разосланный в ряд израильских изданий на коммерческой основе, разосланный из Москвы гендиректором Центра политической информации Алексеем Мухиным.
И Эдвард Сноуден точно так же рассказал газете The Guardian, что шпионская база с сервером находится в Москве, в посольстве США. Тут дело оказалось еще забавнее - в день появления информации Сноуден вообще ничего не сообщал в The Guardian о Москве – в газете активно обсуждалась слежка за гражданами, за посольствами, механизмы слежки, но ни слова о посольстве США в России. Каким-то образом фраза «Специалисты российских спецслужб уверены практически на 100% в том, что шпионское оборудование располагается на территории посольства США в Москве» из газеты «Гудок» утратила слово «практически» и превратилась в тотальную параноидальную слежку сотрудников Спасо-Хауса на Смоленской за москвичами и их блогами (то-то много нового они оттуда узнают), распространенная по всем СМИ.
А прокурор Карла-дель-Понте, заявившая в российской прессе о том, что химическое оружие в Сирии применили боевики оппозиции? На это заявление российских СМИ (отметились все, вплоть до новостных агентств) выступил с опровержением даже пресс-центр ООН, который специально подчеркнул в сообщении ВВС, что бывший прокурор ничего подобного не говорила. На то она, кстати и прокурором работала – это дело чести и репутации для Карлы-дель-Понте, не сообщать непроверенных данных, недаром она подчеркнула, что без доказательств обвинять не может НИКОГО.
Так какой словесный газ мы получаем – «одурин» или «издевин»? Или совсем уж «дебилин» - но это по телевизору, в некоторых передачах которого разные Анатомы почему-то полагают, что российские граждане способны информацию получать только от колдунов, которые с того же голубого экрана зазывают в свои сети гораздо чаще, чем научно-популярные передачи. Зачем нам наука – все равно какую реальность захотим, такую и создадим. Вот только как бы вместо «отрезвина» не полез из всех щелей сам по себе «озверин», для которого дурацкое тотальное вранье служит катализатором…