Аргументы Недели → Общество

Германия перед лицом «исламского потопа»

, 14:45

Германия перед лицом «исламского потопа»
globallookpress.com

В Германии бьют тревогу. Всё большее количество мусульман стремятся осесть на её территории, и среди них немалое количество радикальных исламистов. В одном из районов Берлина уже запретили праздновать Рождество. На это наслаиваются и другие проблемы, связанные с интеграцией в немецкое общество нескольких миллионов людей другой культуры. И решения проблемы не видно. Даже накануне выборов в Бундестаг его не предлагает практически никто.

Медленный уход от политкорректности

22 сентября крупнейшую страну Европы ждут парламентские выборы. Одной из тем, обсуждаемых политиками ведущих партий, стал вопрос об интеграции мусульман в немецкое общество. И на днях дело приняло совсем уже неслыханный оборот. В берлинском районе Кройцберг, населённом преимущественно турками, власти решили отменить празднования Рождества. Дескать, так спокойнее будет.

Скандальное решение еще раз высветило, насколько далеко и глубоко зашла проблема. И именно на ней наибольший упор в своей предвыборной кампании сделала ультраправая Национально-демократическая партия. Она выступает за запрет мусульманской иммиграции, против строительства мечетей, за высылку тех, кто не принимает немецкие ценности. «Ислам не является частью Германии», - гласит лозунг на первой странице партийного сайта.

За национал-демократами устойчиво тянется шлейф неонацистов, потому их шансы попасть в Бундестаг невелики. До сих пор они ни разу не попадали в общенациональный парламент. Впрочем, перейти пятипроцентный барьер в относительно неблагополучных землях на территории бывшей ГДР им уже вполне под силу. Как и превзойти результат выше полутора процентов по стране в целом, показанный на прошлых выборах.

Со своей стороны, и христианские демократы, и социал-демократы, и либералы из Свободной демократической партии, и «зелёные» подошли к теме крайне осторожно. В их заявлениях сквозит необходимость принятия более действенных мер по «вписыванию» этой категории лиц в немецкое общество. Вместе с тем, от крайностей воздерживаются и те, и другие, и исламофобские заявления руководители партий не делают. Однако наличие самой проблемы уже не отрицают.

Впрочем, ранее некоторые политики из «традиционных» партий выражались куда откровеннее. Так, премьер Баварии и лидер союзного ХДС Христианско-социального союза (ХСС) Хорст Зеехофер объявил, что «мультикультурализм мёртв». «Мигранты из другой культурной среды, как, например, из Турции или с Ближнего Востока, интегрируются тяжело. Из этого я заключаю, что нам не нужны дополнительные мигранты из другой культурной среды».

Социал-демократ, бывший член правления Бундесбанка Тило Саррацин выпустил пару лет назад нашумевшую книгу «Германия самоликвидируется», недавно переведённую и на русский. В ней он подробно описал те опасности, которые влечёт за собой массовый наплыв в страну иммигрантов-мусульман. Здесь и терроризм, и верховенство законов шариата, и просто преступность, и иной культурно-цивилизационный код пришельцев. На Саррацина вылилось немало критических слов, но своё дело он сделал. Проблему перестали замалчивать.

Предвыборный «сюрприз» от беженцев

«Террористы ищут прибежища в Германии», - написала недавно одна из крупнейших немецких газет Die Welt. Всё из-за того, что только в первом полугодии политического убежища в Германии попросили 43 тысячи иностранцев – преимущественно мусульман. Среди них девять тысяч чеченцев, более четырёх тысяч сирийцев, 3,5 тысячи афганцев. Есть большие подозрения, что среди них есть и радикальные исламисты, в том числе члены «Аль-Каиды».

Опасения появились не на пустом месте. Так, несколько лет назад полиция сообщила о предотвращении теракта в Кёльне. В 2011 году в Гамбурге закрыли мечеть «Таиба». Выяснилось, что её посещали некоторые участники терактов 11 сентября 2001 года в США. Наконец, весной этого года немецкие силовики пресекли деятельностью сразу трёх салафитских организаций. А четырёх их членов подозревают в подготовке покушения на ультраправого политика Маркуса Байзихта.

Тогда глава МВД Германии Ханс-Петер Фридрих предложил выдворять из Германии иностранцев, уличённых в религиозном экстремизме. На днях же он пообещал, что подавших прошение на получение убежища тщательно проверят. «Все, кто действительно нуждается в защите, получат её, но те, кто приезжает к нам со злым умыслом, будут высланы обратно», - заявил он. И развил тему: «В любом случае содержать столь внушительное число иммигрантов проблематично даже для такого развитого государства, как Германия».

Как немцы приютили «чуждый элемент»

Трудно спорить с немецким министром. Автор этих строк недавно побывал в Германии, и своими глазами увидел, что улицы её городов не всегда выглядят по-европейски. Целые районы Берлина, Гамбурга, Франкфурта-на-Майне, Кёльна превратились в маленькие Стамбулы и Каиры. По центральным улицам Мюнхена периодически ходит группа в шесть-восемь женщин в паранджах, перегораживающие весь тротуар.

Сегодня в Германии проживают около 16 миллионов иммигрантов и их потомков (почти 20% населения страны). Порядка 30% из них – выходцы из мусульманских стран. Большая часть – турки или турецкие курды. Кроме того, в стране проживают сотни тысяч выходцев из стран Северной Африки, Боснии, Албании и Косово. Десятками тысяч исчисляется количество приезжих с Ближнего Востока, из Афганистана, Пакистана, республик Северного Кавказа.

Первый достаточно массовый приезд жителей Турции в ФРГ случился в 1961 году. Сначала власти страны не хотели их пускать, ссылаясь на огромную пропасть в менталитете. Однако тогда на немцев надавили США – дескать, помогите союзникам по НАТО преодолеть кризис и трудоустроить семь тысяч человек. С тех пор число турок в стране увеличилось… в 500 раз. За турками потянулись арабы, афганцы, албанцы, боснийские мусульмане. Если в 1970 году в Германии было три мечети, то теперь – почти три тысячи.

В результате, уже сами немцы делали всё для крупномасштабной иммиграции. Так, в 1974 году в ФРГ начал действовать закон о воссоединении семей. Едва ли его авторы думали, что в Германию потянутся многочисленные пятиюродные дяди и племянники из турецкой или тунисской глубинки, живущие по законам шариата. Но так оно и случилось. В 2000 году вступил в силу закон «О праве почвы», согласно которому право на немецкий паспорт получили все дети, родившиеся в Германии. В том числе те, чьи родители совершенно не интегрировались.

Нельзя сказать, что никто из мусульман не интегрировался в немецкое общество. Сопредседатель Партии зелёных Джем Оздемир, певец Таркан, режиссёр Фатих Акын прекрасно освоились в Германии. Игроки футбольной сборной Месут Озил, Сами Хедира и Илкай Гюндоган куют спортивную славу страны. До трети немецких мусульман  не ходят в мечеть, перешли на немецкий язык, хорошо работают и учатся. Однако с иными их соплеменниками дело обстоит куда сложнее.

Обуза на бюджете и несовместимость менталитетов

Проблемы с адаптацией иммигрантов в Германии видны хотя по цифрам за 2011 год, приведённым статистическим ведомством страны. Так, безработица среди иммигрантов и их детей достигает 11,5%, а среди коренных немцев – только 5,8%. Доля лиц без законченного среднего образования у иммигрантов превышает 15%, а у немцев – порядка двух процентов. Никакого профессионального образования нет у 45% иммигрантов и только у 20% немцев.

Деньги, идущие на их содержание, ложатся на плечи немецких налогоплательщиков тяжёлой ношей. Так, размер пособия по безработице составляет 374 евро, а беженцам платят 336 евро. Эти деньги люди получают на руки, и в них не входят оплата жилья, питание в социальных столовых, скидки на медицинскую помощь. Рожают в мусульманских семьях много, и на каждого ребёнка платят 250 евро.

Но сухими экономическими цифрами дело не ограничивается. Сегодня примерно каждый второй немецкий мусульманин уже получил гражданство, только вот немецкие ценности разделяет лишь каждый четвёртый. Тем самым получается, что более миллиона граждан Германии предпочитают жить по законам шариата, полностью противоречащим и законодательству, и принятым в немецком обществе нормам.

Зачастую постоянные жители Германии даже по-немецки не говорят. В Гамбурге его не знает 23% школьников начальных классов, в земле Северный Рейн – Вестфалия – 18%, в Баварии – 15%. Зато эти же школьники впитывают идеи своих взрослых соплеменников. А выражается некоторые из них прямее некуда. Так, председатель Центрального совета мусульман Айман Мазиек заявил следующее: «Западная Европа стоит на мусульманско-ближневосточных ногах».

Недостаточные меры

Нельзя сказать, что власти Германии совсем уж пустили вопрос с интеграцией мусульман на самотёк. Так, в землях Баден-Вюртемберг, Северный Рейн – Вестфалия и Бавария нельзя носить в школах хиджабы, а в Берлине запрещены любые религиозные символы в школах. Интересно, что некоторые политики турецкого происхождения одобрили подобные меры. Среди них была, например, социал-демократка Лейла Акгюн, назвавшая платок «тюрьмой, угрожающей правам человека».

Принимая подобные меры, руководство Германии, безусловно, прислушивались к мнению своих избирателей. А оно однозначно. Опросы показывают, что 36% коренных немцев испытывают серьёзную озабоченность по поводу крайне плохой интеграции мусульман в общество, 39% - простую озабоченность. И ведь среди них электорат ультраправых составляет меньшинство. Большинство голосует за те же ХДС или СДПГ.

Однако того, что делают немецкие власти, явно недостаточно. В стране уже выросло целое поколение её уроженцев, предпочитающих законам ФРГ нормы шариата. Эти молодые люди, зачастую едва говорящие по-немецки и живущие на пособия, являются отличным «материалом» для вербовщиков «Аль-Каиды». Когда же из мусульманских государств приезжают новые носители радикальных идей – местные последователи ислама подпадают под их влияние.

Слов об интеграции мусульман в немецкое общество сказано много. Но действенный рецепт по исправлению подобного положения никто из власть предержащих не предложил.

 

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram