Аргументы Недели Самара → Общество № 34(376) от 05.09.2013

Осень самарского протеста

, 18:19

Осень не только начало учебного года, но и традиционное время активизации оппозиции, время пикетов и митингов протеста в провинции.

6 сентября самарская оппозиция планирует провести акцию протеста за освобождение политзаключённых по «болотному делу». Такая же акция, состоявшаяся 6 августа на Самарской площади и площади Славы и проходившая в форме прогулок и одиночных пикетов, собрала около 20 участников. Несмотря на то что среди протестующих были члены многих партий и общественных организаций, таких как Партия 5 декабря, «Диктатура пролетариата», Левый фронт, Союз ветеранов Чернобыля, ассоциация в защиту избирателей «Голос», массовости достичь не удалось.

По мнению самарского правозащитника Александра Самсонова, «низкая активность самарцев на публичных акциях протеста объясняется спадом общего протеста по всей России. Люди не видят программ и предложений от лидеров протеста, при этом сами не готовы ничего предлагать. Преследования участников акций протеста тоже играют роль в уменьшении гражданской активности. Многие не готовы рисковать семьёй и работой. Ведь за участие в акции протеста могут и оштрафовать, и уволить с работы или учёбы», – отметил Самсонов.

«Участие Самары с 1 сентября вместе с ещё 6 российскими регионами в эксперименте по введению социальных норм на электроэнергию могло стать причиной для массового протеста населения. Но власть вовремя прислушалась к мнению народа и остановила в Самарской области этот эксперимент», – рассказал лидер общественного движения «Гражданская инициатива» Валерий Карлов. В августе правозащитник направил самарскому губернатору Николаю Меркушкину открытое письмо. Заявив, что установленная в регионе социальная норма потребления электроэнергии 70 кВт/ч на человека в месяц недостаточна, Карлов потребовал отменить стартующий в регионе с 1 сентября эксперимент с «социальной нормой» потребления электроэнергии. По словам Карлова, правозащитники будут следить за ситуацией вокруг социальных норм на электроэнергию в Самаре, требуя их увеличения с 70 до 100 кВт/ч на человека в месяц.

Не только правозащитники, гражданские активисты и политики, но и самарские предприниматели стали активными участниками местного протестного движения: в августе у Дворца спорта лёгкой атлетики прошёл митинг протеста против сноса киосков в городе, собравший более 200 человек. Представители малого бизнеса Самары объединились в независимый профсоюз и заявляют о намерении и дальше отстаивать свои права, в том числе – и акциями протеста. Причина протеста предпринимателей не политическая, а социальная. Их не устраивает утверждённая весной этого года администрацией города схема размещения нестационарных торговых объектов (НТО). В одобренной властями схеме НТО только 94 объекта торговли. По данным департамента торговли, сейчас в Самаре работает около 3,5 тыс. официально зарегистрированных и около 2,6 тыс. незарегистрированных ларьков и киосков.

«Если владельцы киосков выступят с инициативой собрать митинг протеста, на него соберётся 1,5–2 тысячи человек», – сказал в комментарии «Аргументам недели» независимый депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев. Парламентарий также не остаётся в стороне от протестных акций: как лидер организации «За самарское время», он планирует провести в сентябре флешмоб протеста, потребовав от властей возвращения в регионе отменённого в 2010 году III часового пояса.

«Единый день голосования 8 сентября, в который будут выбирать депутатов городских законодательных собраний в Тольятти, Сызрани и других городах региона, по мнению самарского координатора ассоциации в защиту прав избирателей «Голос» Людмилы Кузьминой, также может стать поводом для новых протестных акций местных жителей. «Ни одни выборы не обходятся без нарушений. Люди должны протестовать против этого, но уже давно не протестуют. Массовых протестов в Самаре не было с 1991 года, нет никакой значимой оппозиции. Возможно, если в будущем году возникнет перспектива новых выборов мэра Самары, Михаил Матвеев как независимый политик может решиться на протест против повышения тарифов ради электоральной узнаваемости», – отметила Кузьмина.

Осень самарского протеста превращается в осень буквальную: всё меньше и меньше горожан участвует в протестных акциях. Люди в провинции устали протестовать. Как говорят сами самарцы, то ли от неверия в эффективность акций протеста, то ли от неверия во власть.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram