Аргументы Недели Петербург → Общество № 34(376) от 05.09.2013

Хранилище технического гения

, 08:11

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, отметивший в конце августа 310-ю годовщину, претендует на перемену названия.

Среди необъятного списка петербургских музеев этот занимает особое место: ровесник города, хранитель военной славы и доблести, дающий возможность воочию убедиться в достижениях отечественной военной техники. Увы, приходится признавать, что мощнейший толчок развитию инженерной мысли обеспечивают именно войны, ради побед в которых изобретаются все новые виды вооружения. А относятся ко всем его образцам в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи исключительно как к наиценнейшим экспонатам. Всего сегодня на счету музея, от даты основания строго учитывающего все экспонаты, 650 тысяч единиц хранения! Коллекции музея постоянно пополняются и художественными произведениями: так, к юбилею музея артиллерии мастерская военных художников им. Михаила Грекова начала выполнение крупномасштабного долгосрочного проекта.

К нынешним праздничным мероприятиям приурочено и открытие выставки «Кульм — символ мужества российского воинства». Отмечаемое нынче 200-летие двухдневной кровопролитной битвы под Кульмом, ставшей решающей в кампании 1813 года, — дань памяти мужественным русским гвардейцам, награждённым прусским Кульмским крестом (особым Знаком Отличия Железного креста). Музей артиллерии обладает самой большой в России коллекцией этих крестов, причем на выставке представлены и те кресты, что были изготовлены солдатами и офицерами, которые, узнав о своем представлении в ходе кампании, не стали дожидаться доставки наград, а сами сделали их себе из подручных материалов.
В честь юбилея старейшего военного музея страны 29 августа был дан полуденный выстрел со стены Нарышкина бастиона Петропавловской крепости: право произвести его получил директор Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН Валерий Крылов. На территории Кронверка, где в специальном цейхгаузе для хранения древних артиллерийских орудий расположен музей, прошла череда праздничных мероприятий, в числе которых были вынос государственного флага России и знамени музея ротой почетного караула, презентация военно-исторических костюмов времен Первой мировой войны, концертная программа и выступления многочисленных гостей. А 30 августа на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, где музеем на средства спонсоров был восстановлен семейный склеп Бранденбургов, вспоминали первого заведующего — Николая Бранденбурга, генерал-лейтенанта и известного археолога, руководившего учреждением на протяжении 31 года. 

Нынешний директор Валерий Крылов вспоминает, как недавно музею, обширная коллекция которого позволяет ежегодно пропагандировать славу русского оружия по городам и весям (только в этом году осуществлено несколько выставочных проектов в Казани, Калининграде, Саратове и Царицине), пришлось отстаивать свой юридический статус. «Нас хотели сделать филиалом Центрального музея Вооруженных сил. Я очень благодарен лично Михаилу Борисовичу Пиотровскому и помощнику президента России Владимиру Ильичу Толстому за то, что мы остались юрлицом, и нынешнее руководство Министерства обороны в ряду прочих двух десятков музеев удостоит статуса государственного бюджетного учреждения и нас». Дополняет директора его заместитель по учету, хранению, фондовой работе, главный научный сотрудник, кандидат культурологии Светлана Успенская: «Это один из трех музеев мира, которые пополняют свои коллекции абсолютно всеми видами оружия и военной техники благодаря подчинению Главному ракетно-артиллерийскому управлению. У нас есть уникальные единичные экземпляры, на наших фондах учатся, что позволяет нам продолжать работу по патриотическому воспитанию. Ведь историю можно переписывать бесконечно, но когда берешь в руки предмет, с которым были связаны определенные исторические события или лица, понимаешь — реальность изменить нельзя. В последнее время нас стали называть «военным Эрмитажем», потому что на любой вопрос «А есть ли у вас это?» ответ всегда однозначен: «Есть». Ведь в нашем архиве 220 тысяч архивных дел, и среди них есть, например, документы по истории театра или медицины. Причем учет у нас с начала XVIII века. Музей — это огромный часовой механизм: если чтото не сработает, выйдет из строя вся ”машина учета времени”. Мы давно вышли за рамки специфики и хотим, чтобы нас называли ”Центральный военно-исторический музей”, ведь все военно-исторические музеи в мире выросли из музеев артиллерии, так уж получилось. И мы, имея богатейшие фонды, должны называться по-другому».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram