Согласно результатам опроса, проведённого Фондом общественного мнения (ФОМ), всего лишь 4% россиян, у которых есть свободное время, занимаются спортом. Еще 5% респондентов мечтают о спорте и физическом самосовершенствовании, однако эти люди, если верить им самим, времени свободного не имеют. Но вот у школьников и студентов отношение к спортивно-физкультурным успехам очень неоднозначное.
Мостик к медалям
Между школьным спортзалом и крупнейшими соревнованиями на уровне Олимпиады, несмотря на видимую огромную дистанцию связь всё-таки есть, убеждён Константин Тхостов, директор лицея № 369, председатель петербургского отделения Всероссийского педагогического собрания. «Роль первого наставника очень важна. Если учитель может распознать способности ученика в каком-то виде спорта, подсказать родителям, что именно стоит развивать, то в конечном итоге этот ребёнок может стать чемпионом. Во всяком случае, не потеряет интерес к физкультуре и спорту в обычной жизни. Не надо забывать и о тех людях, которые работают в сфере дополнительного образования, ведут секции. Это, кстати, позволяет черпать кадры и для спортшкол, что в итоге, приводит к спортивным успехам города и страны», — пояснил он в интервью «АН». По его словам, девочки, которые занимаются баскетболом в его лицее, входят в сборную Санкт-Петербурга. Есть даже такой ученик, который, несмотря на свой юный возраст, уже завоевал два чемпионских титула в своей возрастной категории. А именно, по карате (чемпион мира) и по шахматам (чемпион Санкт-Петербурга). Зовут его Даниил Белогаев.
Другой пример привеланашей газете Людмила Ростомашвили, декан факультета адаптивной физической культуры Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга: «Много лет я работала учителем физкультуры в школе для слабовидящих детей. Как-то раз один из наших учеников, Саша, пришел к финишу на кроссе одним из последних, поскольку много болел до этого. Стоит в сторонке и чуть не плачет. Я подошла к нему и сказала, что он установил личный рекорд — пробежал на 2 секунды быстрее, чем в прошлый раз. Легкоатлетом Саша Голинтовский не стал, однако занялся плаванием и в прошлом году завоевал на Паралимпиаде в Лондоне две бронзовых медали». Как признался сам Александр, он этой истории не помнит. Тем не менее, совершенно согласен, что от учителя физкультуры в школе зависит очень многое.
Зачем нам это?
Введя поисковый запрос в социальной сети, получаем сразу два вида сообществ. Одни принадлежат ненавистникам школьной физкультуры, другие — её поклонникам.
Упражняясь в остроумии и прилюдно «плачась в жилетку» подростки не стесняются в выражениях, обсуждая всё, что можно обсудить. Это и занятия нескольких классов в одном спортзале, и сложные нормативы, которые при невыполнении портят успеваемость и вызывают насмешки со стороны. По результатам небольшого анонимного опроса, проведённого в одной из групп, больше всего раздражает необходимость выполнять те самые нормативы и… переодеваться в спортивную форму. Достается и самим физрукам, которые, если верить мальчикам и девочкам, порой откровенно издеваются над ними. Главный же вопрос, который сквозит через многие комментарии: «Зачем нам это?»
В зал вместо медкабинета
Один из ответов даёт Людмила Ростомашвили: «Физкультура в школе — это очень серьёзно и особенно актуально в гимназиях и лицеях, где на ребёнка сваливается большая учебная нагрузка. В результате портится зрение, развивается гиподинамия. Если в первый класс ребёнок приходит относительно здоровым, то уже к 6–7-му классу выявляется множество болезней». Многие дети, как отмечает она, сейчас ослаблены и по биологическому возрасту не соответствуют возрасту реальному. Группы адаптивной (лечебной) физкультуры при этом есть далеко не везде.
Но и во взрослой жизни неподготовленного физически человека могут ждать совсем уж неприятные сюрпризы. «Травматологи сообщают, что перелом шейки бедра раньше был свойственен лишь пожилым, теперь он сильно ”помолодел” и может произойти даже у тридцатилетнего человека», — утверждает Виктор Андронов, руководитель движения «Энергия жизни», известного в городе проведением массовых зарядок. Наш собеседник убеждён: физкультура должна быть понятной (надо осознавать, зачем ты это делаешь) и может быть интересной. Во всяком случае уже доказано, что при беге на средние дистанции вырабатываются гормоны счастья — эндорфины.
«Что касается школы, то от учителя физкультуры зависит много, но далеко не всё, — комментирует Михаил Воробьёв, преподающий этот предмет в школе № 78 Калининского района. — Наше влияние может быть достаточно большим, однако отношение ребенка к физкультуре и спорту складывается из многих факторов. Это и личная подготовленность ученика, и пример родителей, и настрой друзей.