Остановлен главный портовый сервис Усть-Луги - бункеровка танкеров. Перед G20 престиж структуры Большого порта Петербурга под угрозой: поставки топлива сорваны, в зоне риска репутация знатных инвесторов — Якунина, Тимченко.
Причина в недавнем указании ФТС России, запрещающем перевалку нефтепродуктов на рейде. В борьбе за единообразие ведомство не учло, что терминалы Усть-Луги не могут заправлять транспорт у причальных стенок. Раздражен даже Сечин. 31 августа ситуацию довели до президента. Однако одному трейдеру все же повезло.
Уже неделю в крупных портах России поставщики судового топлива борются с недавним указанием Федеральной таможенной службы. Болезненней всего это распоряжение сказалось на привлекательности порта Усть-Луга и бизнесе бункеровочных компаний Петербурга. С 23 августа этого года зарубежным грузовым судам, заходящим в эту точку назначения, запрещена дозаправка топливом.
Это повлияло не только на возможные аварийные остановки танкеров в открытом море, подавляющее число которых ходит под иностранными флагами, и срыв сделок по контрактам, но и на репутацию самого порта Усть-Луга. А за репутацией, как известно, стоят важные фамилии: глава РЖД Владимир Якунин, совладелец компаний «Сибур», «Новатэк», Gunvor Геннадий Тимченко и десяток аналогичных по финансовому и политическому весу персон. Также 20,99 процента ОАО «Компания «Усть-Луга» принадлежит правительству Ленинградской области.
Кроме того, в мире бункеровочного бизнеса среди участников рынка работают не только такие петербургские предприятия, как Балтийская бункерная компания, «Невский мазут», Балтийская топливная компания, но и трейдеры, аффилированные к глобальным корпорациям - «РН-Бункер», «Газпромнефть Марин Бункер», «Лукойл-бункер». По оценкам экспертов, с которыми удалось поговорить «Фонтанке», в общей сложности это примерно пять тысяч рабочих мест, а общая капитализация рынка составляет десятки миллиардов долларов.
Также перед G20 появляются еще и имиджевые раздражения. После 23 августа несколько иностранных судов уже были вынуждены покинуть порт без дозаправки. В том числе это коснулось мощнейшего по тоннажу норвежского судна Erviken, которое 31 августа убыло в Прибалтику (только эта компания заплатит всевозможные портовые сборы на сумму примерно в 150 тысяч долларов вместо того, чтобы перечислить их Росморпорту).
Все же ключевой фигурой в этом противостоянии стал президент «Роснефти» Игорь Сечин, который к тому же раздражен тем, что его дочерняя компания «РН - Бункер» также в списке тех, кто за бортом прибыли.
Скорее, именно он инициировал обращение члена президиума общероссийской общественной организации «ОПОРА России» Виталия Гуменюка к Владимиру Путину в ходе совещания по проблемам Приморского края, состоявшегося во Владивостоке 31 августа.
После чего публично вице-премьер Игорь Сечин (стенограмма выложена на сайт президента России) высказал мнение, что подобные действия Центральной энергетической таможни являются превышением служебных полномочий.