Борьба за право на промилле привела только к росту штрафов
1 сентября 2013, 11:19 [«Аргументы Недели», Екатерина Алтайская ]
1 сентября 2013 года запомнится не только школьникам, но и автомобилистам. Водителям придется выучить новые правила ответственности за нарушение ПДД. С боем отменили «нуль промилле». Инспекторам ГИБДД запретили отбирать водительские права (теперь это может сделать только суд). Но основная часть изменений сводится к «корректировке» размера штрафов. Практически за все виды нарушений ПДД. И, разумеется, не в меньшую сторону.
В споре рождается… закон
Баталия вокруг дорожного движения продолжалась многие месяцы. Закон от 23 июля 2013 № 196-ФЗ, вступающий в силу 1 сентября (иначе «закон о промилле») – не что иное, как компромисс проектов, предложенных первым зампредом Комитета Госдумы по конституционному законодательству Вячеславом Лысаковым и главой Комитета Госдумы по безопасности Ириной Яровой. Лысаков боролся за отмену «нуля промилле». Яровая защищала «нулевую» норму. При этом оба депутата призывали ужесточить ответственность водителей. В законопроекте Ирины Яровой штрафы вообще возрастали в разы и достигали 200 тысяч рублей. Верховный Суд считал предложения главы Комитета по безопасности недоработанными и опасался роста судимости в стране: ужесточая наказания за ряд правонарушений, депутат перевела преступления за рулем в категорию особо тяжких. Это противоречило закону: особо тяжкими могут быть лишь умышленные проступки. Тем не менее, правительство одобряло проект Яровой и долго не давало ответа на предложение Лысакова (который внес законопроект на рассмотрение еще 15 октября 2012 года). Несмотря на то, что норма в ноль промилле нарушает Венскую конвенцию 1968 года, страной-участницей которой является Россия. В итоге нулевое промилле все же отменили, а штрафы сильно увеличили.
Квасу и кефиру – да, да, да! Водке, винам, пиву – нет, нет, нет!
Вопреки ожиданиям водителей, возвращение промилле не дает возможность «хоть немножечко выпить». Госдума и Совет Федерации смягчили критерии «нетрезвости» водителя – но одновременно с этим ужесточили санкции для пьяных за рулем. С 1 сентября штрафы ждут даже тех, кто и не управлял машиной в пьяном виде, а просто разрешил покататься на своем авто нетрезвому родственнику или другу. Однако и эту норму, похоже, умудрились довести до полного абсурда: даже если водитель выпьет уже после того, как сел за руль, это все равно не спасет от ответственности владельца автомобиля!
Новая предельная норма – 0.16 мг алкоголя на литр выдыхаемого воздуха - эквивалентна прежним 0.32 промилле.Эксперты замечают: этот показатель свидетельствует о том, что человек выпил кефир или квас. Когда действовала норма «нуль промилле», любителям кефира часто выписывали штрафы… Но «пьяных» ДТП почему-то стало больше, чем при ненулевой норме.
Интересный факт: «нулевое промилле» - грубое нарушение международного права. Венская Конвенция о дорожном движении 1968 года обязывает каждую страну-участницу определиться с максимально допустимой концентрацией алкоголя (в промилле) в крови водителя. Цифра обязательно должна быть больше ноля – но при этом не больше 0,8. В Великобритании, США, Люксембурге, Мексике, Канаде и Ирландии действует как раз норма в 0.8 промилле. Подавляющее большинство стран Европы (а также Аргентина, Австралия, Южная Корея и Киргизия) придерживаются нормы в 0.5 промилле. 0.4 промилле – норма Белоруссии и Литвы. 0.3 промилле – Молдавии, Грузии, Индии, Туркмении и Уругвая. Максимум в 0.2 промилле установлен законами Китая, Норвегии, Польши и Швеции. Эстонское законодательство допускает лишь 0.15 промилле.
Ссылаясь на Венскую Конвенцию, в 2011 году с просьбой отменить "нулевое промилле" обращались в Конституционный суд. Суд отказал, лицемерно заявив, что ограничения для водителей направлены исключительно на повышение безопасности движения – и потому не могут нарушать конституционные права граждан.
Одолжил машину – готовься к штрафу
И вот, нулевое промилле, наконец, отменено. Вместе с новой нормой в 0.16 мг алкоголя на литр выдыхаемого воздуха закон № 196-ФЗ утвердил новые штрафные санкции. Если пьяный водитель встретится с ГИБДД, он заплатит 30 тысяч рублей и лишится прав на срок от полутора до двух лет. Повторная встреча будет стоить дороже – 50 тысяч рублей, а садиться за руль могут запретить на срок до трех лет. Если нетрезвый автомобилист, пытаясь обезопасить себя, не взял права – ему придется провести под арестом от 10 до 15 суток. Тем, кого арестовывать нельзя, выпишут квитанцию на 30 тысяч рублей.
Тех, кто дружит с любителями выпить, санкции тоже коснутся. Если сотрудник ГИБДД обнаружит, что нетрезвый водитель сидит за рулем чужого автомобиля, санкции ждут владельца средства передвижения. Ему придется заплатить все те же 30 тысяч рублей. За повторную «помощь другу», обнаруженному пьяным за рулем, хозяину машины выпишут квитанцию уже на 50 тысяч. Более нелепой нормы в нашем законодательстве, похоже, не появлялось уже давно. С таким же успехом можно наказывать за правонарушения не только самих преступников, но и хозяев квартир, в которых они проживают.
Кроме того, объявив войну алкоголю за рулем, законодатель не отвечает на главный вопрос: что такое алкогольное опьянение? Дело в том, что определения этого состояния в российских нормативно-правовых актах… нет. Степени опьянения, на которые ориентировались в эпоху СССР, отменили еще в 1990-е годы. Регламентированной процедуры медицинского освидетельствования тоже нет. Не определены ни обязанности экспертов, ни действия сотрудников ГИБДД, заподозривших, что водитель нетрезв. Нет правил – возможны любые нарушения. Автомобилист может оказаться вообще непьющим – а в дороге на медицинское освидетельствование стекло его автомобиля будут поливать спиртом. Все это время человек будет дышать алкогольными парами - и экспертное заключение об опьянении неизбежно.
Загоним штрафы в облака, займемся пешеходами и велосипедистами
«Закон о промилле» изменил границы административных штрафов. Минимальная сумма – уже не 100, а 500 рублей. Максимальный штраф увеличен уже не в 5, а в 10 раз: 50 тысяч рублей вместо прежних 5 тысяч. Шансы получить квитанцию тоже увеличиваются: срок давности, в течение которого нарушителя ПДД можно «привлечь», с 1 сентября составит не 6, а 12 месяцев. «Отредактированы» почти все пункты «автомобильной» статьи 12 Кодекса об административных правонарушениях. Всего «проиндексировано» 46 штрафов.
Пострадали абсолютно все участники движения. Пешеход-нарушитель с 1 сентября платит 500 рублей. Велосипедист или водитель мопеда – 800 рублей. Но только в том случае, если он трезвый: штраф для пьяного, управляющего велосипедом или мопедом, составит от 1 до 1,5 тыс. рублей. Осталось понять, как нынешние гаишники будут выявлять нетрезвых велосипедистов, и будут ли вместе с ними штрафовать владельцев велосипедов…
Проезд по обочине обойдется в 1,5 тысячи рублей (вместо 500). «Тарифы» на мобильную связь за рулем выросли в 5 раз – теперь это 1,5 тысячи рублей вместо прежних 300. Любители пообщаться легко отделались: ряд экспертов приводил данные, что разговор по сотовому действует на водителя так же, как 0,8 промилле алкоголя в крови – и что в ряде случаев автомобилист с «мобильником» менее адекватен, чем нетрезвый. Водители, сидящие за рулем в Интернете, в статистику пока что не попали.
За проезд на красный свет придется заплатить до 1 тысячи рублей. Но это только в первый раз. Водитель, в течение года повторно «не заметивший» красный сигнал светофора, получит квитанцию уже на 5 тысяч рублей. При этом его лишат прав на срок от четырех до шести месяцев. А вот любитель ездить по магистрали задним ходом выплатит 2.5 тысячи рублей штрафа (вместо прежних 300-500 р.).
И мчится ракета со скоростью света…
Законодатели долго спорили, с какой скоростью должен передвигаться автомобилист. С инициативами выходили и ГИБДД, и общественные организации. Но решающее слово осталось за техникой. Камеры видеофиксации не в состоянии зафиксировать превышение скорости, если оно меньше 20 километров в час. За превышение от 20 до 40 километров в час водителю выпишут квитанцию в 500 рублей. Тем, кто превысил скорость на 40-60 километров в час, придется заплатить от 1 до 1,5 тысячи рублей (за повторное нарушение — от 2 до 3 тысяч рублей). Тем, кто «низко летел»с превышением скорости на 60-80 километров в час, выпишут уже от 4 до 6 тысяч рублей. Если «полет» повторится, незадачливый «летчик» выплатит штраф в размере 10 000 рублей. В качестве альтернативы у него могут отобрать не деньги, а права – сроком на целый год. Превышение скорости более чем на 80 километров в час обойдется «всего» в 5 тысяч рублей штрафа — или в полгода без прав (если нарушение повторяется, водителя ждет квитанция на 10 тысяч рублей или лишение прав на год).
Интересный факт: в одном исследовании сравнили шансы пешехода выжить после ДТП со скоростью сбившего его автомобиля. При разрешенных 60 километров в час вероятность остаться в живых — 18 процентов. Из пяти сбитых пешеходов выживет один. При движении со скоростью 40 километров в час шансы на выживание – 80%. Из пяти пострадавших выживут уже 4. Но этот аргумент понимания не находит, а все инициативы, касающиеся ограничения предельной скорости, встречают активное сопротивление. В Интернете жалуются: какие 130 на магистрали, мы вот ехали 180 – так казалось, что стояли!
За несданные права – 15 суток
С 1 сентября отменяется «временное разрешение» для водителей. Сотрудникам ГИБДД теперь запрещено отбирать у водителей права. Но только до решения суда об их изъятии. Если судебное постановление об изъятии водительских прав вступит в законную силу, удостоверение придется сдать в течение трех дней. Если автомобилист этого не сделает – у него отберет права первый же инспектор, который его остановит. Кроме того, сотрудник ГИБДД возбудит дело об управлении автомобилем лицом, лишенным права управления. Оштрафуют водителя на 30 тысяч рублей – как пьяного за рулем, а в дополнение отправят на обязательные работы сроком от 100 до 200 часов. В качестве альтернативы штрафу и работам – административный арест на срок до 15 суток. Вернуть права – независимо от нарушения, за которое их изъяли – можно будет лишь после проверки знания Правил дорожного движения.
Борьба за промилле сыграла роль отвлекающего маневра. Бросив кость с возвращением в сильно урезанном виде, под который пройдет разве что кефир, наш «запретительный» законодатель Думы нынешнего созыва сладострастно поработал над многократным увеличением штрафов практически за все. Будут ли принятые меры эффективными, или реальный эффект от них будет равен нулю, как с нулевым промилле, лоббировавшимся прошлым президентом и породившим лишь рост злоупотреблений и коррупции?
Так или иначе, но сотрудники ГИБДД уже довольно потирают руки: ответственность за вымогательство взяток со стороны слуг закона никто не увеличил. А «откаты» в виде «урегулирования вопроса на месте» вслед за штрафами станут больше в разы. Чем не золотое дно?
Для остальных же россиян, выезжающих на дороги на машинах, мопедах, велосипедах, или даже просто выходящих пешком, жизнь теперь заметно дорожает. Ведь невольным нарушителем может оказаться в какой-то момент каждый.