> Хорошо там, где мы есть - Аргументы Недели. Волгоград

//Общество

Хорошо там, где мы есть

29 августа 2013, 09:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]

Настроение «чемодан-вокзал-поиск лучшей жизни» накрывает россиян и волгоградцев в том числе. Американист и заведующий кафедрой международных отношений и зарубежного регионоведения ВолГУ Иван Курилла последний год провел Америке, проработав в университете Джорджа Вашингтона. Имея возможность закрепиться в США, он предпочел Вашингтону Волгоград. «Аргументы недели» выяснили у Ивана Ивановича причины такого решения, а также разузнали о некоторых аспектах жизни в далекой Америке, запретные плоды которой нас так долго учили любить.

 

- Бесконечная дискуссия о том «валить или остаться» сейчас на новом витке спирали. Многие волгоградцы, имеющие возможность уехать за границу, так и поступают. Вот и Исинбаева подогрела общественное мнение, рассказав, что будет жить в Монако. У вас была возможность обосноваться в Америке. Почему выбрали Волгоград?

 

- На самом деле такой вопрос вряд ли можно решить для себя окончательно. В данный момент я вернулся в Волгоград, - но причины этого очень разнообразны, и я бы не хотел на них спекулировать. И я не могу исключать, что я ошибся, - ситуация в стране стала намного более неприятной, чем в момент моего отъезда на стажировку год назад. Моя оценка, что нарастание авторитарных тенденций не может продолжаться долго, может оказаться слишком оптимистичной. И все же я не хотел бы пока присоединяться к мрачному хору.

 

Что касается Волгограда, то тут ситуация, в общем, следует общероссийскому тренду с приближающимся банкротством политических элит, - но не все в городе так уж беспросветно. Есть несколько очень болезненных для волгоградцев тем, в частности, состояние дорог и экономическая стагнация, которые и приводят город в низы рейтинга «социально-экономического самочувствия», но есть обширные области деятельности, в которых можно себя реализовать. Если в Волгограде есть миллион человек, которым по мировым меркам очень многого не хватает, то можно осуществлять проекты, надеясь на успех. В частности, в сфере образования: при наличии хорошего «среднего» уровня у нас полностью отсутствует сегмент высококачественного высшего образования. Эту проблему можно решать, - и так во многих областях. Некачественные элиты могут замедлить это решение, но что-то ведь зависит и от нас.

 

- Хорошо это или плохо, но мы часто сравниваем жизнь в Америке с нашей, американцев с россиянами. Наверное, они так не делают. Может, нам уже перестать беспокоиться и начать жить своей жизнью?

 

- С Америкой сравнивают свою страну не только в России, причем уже не первый век, но и в других регионах мира. Дело в том, что США, начав в XVIII веке эксперимент с новым общественным устройством, оказались в центре внимания человечества, которое при любых реформах с этого момента внимательно рассматривало американский опыт. Сами американцы гораздо менее интересуются жизнью других стран, - разве только теми, откуда может прийти опасность. Но изучение американского опыта не должно подменять собственное развитие, в этом вы правы.

 

- Вы не первый раз за границей. Сейчас прожили в Америке целый год, видели разные города, разное мироустройство. Больше всего времени провели в Вашингтоне. Что конкретно от Вашингтона было бы хорошо перенять Волгограду?

 

- На такой вопрос хочется ответить, что хорошо бы Волгограду стать столицей страны. Все-таки Вашингтон не самый типичный город Соединенных Штатов: в нем, и только в нем, существует большая столичная инфраструктура, множество бесплатных музеев, национальные мемориалы. И все же есть общее направление, в котором развивается городская среда и европейских, и теперь уже американских городов: расширяется площадь парков, публичных пространств, появляются велосипедные дорожки и прокат этих велосипедов. В Вашингтоне, кстати, эти велосипеды появились года три назад, а в Москве появляются прямо сейчас. Как-то неловко упоминать общественный транспорт, ходящий по расписанию, постоянный уход за зеленью, - цветами и деревьями по всему городу, наличие бегущей воды – не только больших фонтанов, но и небольших водоемов. Вашингтон, как и Волгоград, расположен в жарком климате.

 

- В последнее время Америку с Россией здорово рассорил Эдвард Сноуден. Что такое, по вашему, Сноуден: свобода слова и информации или угроза безопасности государства?

 

- История Сноудена должна была когда-то случиться: в последние годы возросла возможность копирования больших объемов информации, и это случилось в период обострения противоречия между свободой и безопасностью. Сноуден, как я понимаю, действовал из идеалистических побуждений, он боролся с нарушениями государством прав граждан, и теперь вынуждает ответственных работников американской администрации продолжать «терять лицо», публично отстаивая позиции, противоречащие идеалам свободы и гражданских прав. «Правильного» выбора тут, однако, не существует, - по-своему правы и те, кто отстаивает свободу слова и информации, и те, кто требует сохранения тайны для предотвращения террористических атак. Провести четкую и всеми признанную границу мне кажется невозможным. Но случай Сноудена актуализировал это противоречие, заставил политиков, журналистов, общественных деятелей и ученых говорить о нем. Возможно, в результате мы получим некий общий кодекс, который будет отличаться от используемых ныне негласных конвенций. Это будет очень важный шаг в развитии отношений общества и государства.

 

 

 - Накануне первого сентября обязательно нужно спросить вас о западном образовании, тем более вы имели возможность его «пощупать». Источники, описывающие систему образования в Штатах, сообщают, что начальная и средняя школа там, преимущественно, государственные, а вузы, наоборот, в подавляющем большинстве частные. При этом сами американцы признают множество проблем в области среднего образования, а продолжающее его высшее считается одним из лучших в мире. Как такое возможно?

 

- Средние школы в США – очень разные по качеству. Дело в том, что школы содержатся на местные налоги, в результате богатый город, район может позволить себе дорогую школу, высокие зарплаты учителям, современные здания с новейшим оборудованием, тогда как бедный регион вынужден на школе экономить, отчего страдает качество образования. Более того, цена жилой недвижимости четко зависит от того, к какому школьному округу принадлежит данный дом: американцы готовы платить намного больше за то, чтобы их дети посещали качественную школу.

Когда сами американцы говорят, - а мы повторяем, - что в американских средних школах много проблем, - надо понимать, что речь идет о множестве школ, но далеко не обо всех. Хорошая государственная школа оборудована так, что нашим школам и не снилось, и уроки там могут быть очень высокого, университетского уровня. Американские школьники могут выбирать себе предметы, а также уровень, на котором они будут эти предметы изучать. Поэтому, например, математика – обязательный предмет, но можно до выпуска «топтаться» на уровне нашего восьмого класса, а можно изучать и то, что в России преподают только в вузе.

Я бы сказал, что американская школа гораздо лучше справляется не с задачей натаскивания детей на решение каких-то проблем или усвоение материала урока - тут любая российская школа, пожалуй, даст американской школе фору, а с задачей социализации школьников. Американцы в старшей школе учатся делать выбор, оценивать свои силы: взять сложный курс математики или курс попроще, изучать географию или, скажем, фотографию. И таким образом учатся планировать собственную жизнь. Мне думается, что из этого в значительной степени вырастает и удивительная успешность высшего образования в США.

 

- То, что молодые люди на Западе взрослеют раньше наших, нам и раньше говорили.

 

- Американские студенты чрезвычайно мотивированы. Каждый из них понимает, зачем он пришел в колледж, что он там хочет получить, зачем ему эти знания. К сожалению, их российские сверстники зачастую не сами делают выбор, видят в университете продолжение школы, в которой у них точно так же не было выбора.

Можно отметить и другое отличие американского высшего образования от российского. Многие американцы, окончившие колледж со степенью бакалавра, не получили профессии: специальным навыкам учат в профессиональных школах (уровень магистра) или «колледжах сообщества», по-нашему, профессиональных училищах. А бакалавр зачастую не является профессионалом, он получил общее высшее образование. В России же предполагается, что любое высшее образование дает выпускнику профессию. Отсюда – попавший в стандарты высшего образования третьего поколения фетиш «работодателей», даже в тех направлениях подготовки, где работодатель не очевиден. Сегодня «работодатели» должны преподавать 10% учебных дисциплин. Но кто будет «работодателем» у философа или, скажем, палеонтолога?

Наконец, есть и более общие причины. Очень большой размер вложений в образование в США, как в государственных, так и частных вузах, включая плату за обучение. Связь американской – самой сильной и диверсифицированной на сегодня в мире – экономики с образованием. Привлечение для преподавания с помощью высокой зарплаты лучших ученых со всего мира.

 

- Государство как-то контролирует там высшее образование?

 

- В свете происходящего в последние годы в российском высшем образовании, еще одним конкурентным преимуществом американской университетской системы является отсутствие там министерства, которое бы навязывало вузам бюрократический контроль над формой и содержанием образования. Я уверен, что если бы российским университетам была предоставлена большая свобода в определении того, чему и как учить студентов, - качество образования в России выросло бы. Задачей министерства должно быть не всеобщее усреднение с помощью бумажного контроля, а допуск или отказ в допуске на рынок образовательных услуг слабых вузов. И обязательные гарантии от приватизации университетов их менеджментом. Ученые советы университетов вполне способны развивать высшее образование без инструкций из министерства, - доверьте им это.

 

 

- Отправлять ли детей учиться на Запад тем, у кого есть такая возможность?

 

- Этот вопрос не имеет универсального ответа. Тут надо определиться с планами на жизнь в целом. И не обязательно в смысле решения об эмиграции: надо понять, в какой области ты хочешь строить карьеру. Есть такие профессии, в которых реализоваться в России уже почти невозможно. Нет у нас в стране соответствующего рынка труда, производства. Но есть и такие, которые как раз в России и имеют смысл. Сюда, в частности, многие гуманитарные области труда относятся; они связаны с родным языком и культурой, которые «снаружи» можно только изучать и препарировать, а вот работать с ними можно только «изнутри».

Среди моих знакомых есть как уехавшие учиться и оставшиеся на Западе, так и вернувшиеся и работающие в России. Работая в системе российского образования, я очень рассчитываю, что отечественное чиновничество перестанет отправлять своих детей получать образование за рубежом: в этих условиях их совершенно не заботит деградация российских школ и вузов, за которую они несут ответственность.

 

Беседовала Наталья СПЕКТОРОВА

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте