> Два юбилея - Аргументы Недели. Волгоград

//Общество

Два юбилея

1 августа 2013, 08:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]

Что больше – 70 или 25? Перефразируя О. Генри, мудрецы и математики могут дать и неправильный ответ. Создателю, бессменному художественному руководителю, главному режиссеру и директору НЭТ Отару Джангишерашвили в конце июля исполнилось 70 лет. Примерно в это же самое время, только в 1988 году, этот человек приехал в Волгоград работать. И с этого момента началась история волгоградского НЭТа, и в октябре волгоградский театр откроет свой юбилейный 25-й сезон.

 

Так насколько бестактен наш вопрос насчет большей величины?

Только отчасти. И нам кажется, юбиляр не будет сердиться за подобное обращение с цифрами. С одной стороны, в Волгоград Заслуженный артист Карельской АССР Отар Джангишерашвили приехал не небезызвестным «мальчиком». Ученик именитых режиссеров, народных артистов СССР Михаила Туманишвили и Додо Алексидзе, Отар Иванович не только уже поскитался по театрам Москвы, Ульяновска, Одессы, но и оставил очень заметный след не только в этих городах. За его плечами были годы работы в Петрозаводске и в Горьком. В этих городах он был главным режиссером Карельского Русского драматического театра и художественным руководителем академического драматического театра им. М. Горького. Сотрудничал с незабвенным Олегом Ефремовым. Джангишерашвили уже знал, что такое настоящий успех. И можно было бы ставить галочку в графе «выполнено» на странице жизненного плана: на приемной комиссии Тбилисского театрального института самонадеянный абитуриент объяснил свое желание учиться здесь по причине твердого намерения «создать свой театр!». Но… Но  знал он и другое – как губит творческую жизнь закулисные склоки, как гаснет живая искра искренности в казенных кабинетах. Он покидал горьковский театр с тяжелым сердцем, решив раз и навсегда покончить с подмостками и попробовать себя на стезе кино, окончив высшие режиссерские курсы при ГИТИСе под руководством народного артиста СССР Андрея Гончарова.

А в стране уже началась пресловутая «перестройка». Под ее тяжелую разрушающую поступь попал и  Волгоградский драматический театр им. М. Горького. Перед карт-бланшем Джангишерашвили не устоял: в Волгограде ему предложили то,  чего он ждал так долго – создать «свой театр». И он его создал – первый в России театральный коллектив, работающий на контрактной основе. Здесь новым и непривычным было абсолютно все: от номерков в гардеробе, до трактовки времяпровождения подростков в средневековой Вероне. Настоящий водяной фонтан на сцене в финале премьерного спектакля «Ромео и Джульетта» стал визитной карточкой НЭТа. Волгоградские девочки начали влюбляться в молодых актеров театра, приглашенных Отаром Ивановичем из разных городов России. Волгоградские мальчики взяли за хороший тон приглашать своих пассий на «Бабочку», «Самоубийцу» и «Маскарад». Зарубежные  гастроли НЭТовцев стали предметом зависти. Первый международный театральный фестиваль, организованный НЭТом, поднял на уши местную прессу, а в баре «Ромео» вовсю обсуждались новейшие тенденции в театральном искусстве.

Сегодня можно услышать, что НЭТ «уже не тот», что «ударился в сплошного Куни». Злоязыкие оговариваются: оно все понятно, «пипл хавает»,  бродвейский любимчик Рэй Куни делает театру бюджет, а менеджер Отар Джангишерашвили это отлично понимает. То ли упрек это, то ли похвала в адрес человека, на чьем счету «Женитьба Фигаро» Бомарше и «Бешеные деньги» Островского, «Дядя Ваня» и «Чайка» Чехова, «Власть тьмы» Льва Толстого и «Женитьба» Гоголя,  «Старший сын» Вампилова, «Цареубийцы» Алексея Толстого, «Метеор» и «Великий Ромул» Фридриха Дюрренматта и «Отель двух миров» Шмитта. А ведь мы не назвали и половины спектаклей, распирающих репертуарный «портфель» театра.

Действительно, народный артист Российской Федерации, кавалер российского ордена Почета и грузинского Чести, лауреат Государственных премий РФ им. К. Станиславского и Ф. Волкова, академик Международной академии театра, прекрасно знает, чего сегодня «пипл хавает», а чего не приемлет. И переживает, что культура в современной в России задвинута на задворки, а бескультурье возведено на пьедестал.

Не потому ли он все никак не успокоится, все бьется за проведение в Волгограде театральных фестивалей, за открытие в городе Дома актера, за зарплаты  действующим актерам и достойные пенсии ветеранам сцены. Это ведь по его инициативе НЭТ с 2006 года ежегодно проводит конкурс-фестиваль молодежных театральных коллективов, отдавая сцену школьникам, «замахивающимся», слава Богу, на Чехова, Гоголя, Пушкина, Лермонтова и Островского. Джангишерашвили принадлежит идея смотра-конкурса «Сталинград – город героев».  Прошедшие школу НЭТа актеры сегодня играют в Государственном академическом Малом театре, МХАТе, театре имени М. Ермоловой, Театре Луны.  Отар Джангишерашвили – профессор кафедры актерского мастерства и режиссуры Волгоградского государственного института искусств и культуры, Председатель Общественного совета по культуре министерства культуры Волгоградской области, Председатель Волгоградского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ.

Так, может, теперь пора ставить «галочку» в уже упомянутой графе? Но творческая натура Отара Джангишерашвили принципиально против казенных «галочек», он всегда работал от души. Значит, остается пожелать успехов и ждать открытия 25-го театрального сезона. А пока что – с днем рождения!

Александр РУВИНСКИЙ

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//История

Штрихи к портрету С.М. Кирова: к 90-летию со дня трагической гибели

1 декабря 1934 года произошло злодейское убийство лидера ленинградских большевиков Сергея Мироновича Кирова. Личность и жизненный путь С. М. Кирова всегда были очень привлекательны для меня. Видимо, сыграл роль тот факт, что первой моей детской книгой, которую приобрел на самостоятельно заработанные летом в деревне деньги в далеком 1957 году, была повесть А. Голубевой «Мальчик из Уржума». Она – о детских годах Сергея Кострикова (будущего революционера Сергея Мироновича Кирова). Автор, описывая сиротскую жизнь Сережи Кострикова, показала, что эта жизнь не сломила его, а только закалила. Детство, полное житейских тягот, способствовало раскрытию его природных задатков: сообразительности, организованности, сострадания ближнему и самостоятельности. Книга тогда меня увлекла не меньше, чем приключенческие повести Майн Рида или Марка Твена о Томе Сойере. Прочитал ее не один раз, стремясь проникнуть во внутренний мир Сергея Кострикова и понять, какие силы помогли ему стать великим гражданином нашей Родины.