Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 33(375) от 29.08.2013

Вечный отдыхающий

, 17:12

В то время как Дальний Восток превращался в огромную зону бедствия, курирующий всё и вся вице-премьер Дворкович, не прервав отпуска, нежился на курорте в Сардинии.

Трудно сказать, в чём провинился перед небесами наш Дальний Восток. Больше сотни лет здесь не знали столь жуткого, поистине библейского паводка, с подъёмом амурской воды на трёхэтажную высоту – этакое неторопливое цунами. Периодически сюда добавлялись тропические ливни, а пик наводнения ещё не пройден…

К счастью, никто не погиб,  но пострадавших граждан – десятки тысяч. Материальный урон огромен: идут разговоры, что местных и даже федеральных резервов бюджета-2013 не хватит. Во вторник на специальном совещании в Сибири президент Путин подчеркнул неотложность задачи: «Нужно сделать всё для того, чтобы как можно быстрее восстановить разрушенные объекты... Сделать всё для того, чтобы энергоснабжение было восстановлено, чтобы люди как можно быстрее могли вернуться к нормальной жизни».

Все эти августовские дни Путин следит за ситуацией на Дальнем Востоке в режиме онлайн. Там, на месте беды, развернули штабы и лично работают министры энергетики, МЧС, обороны, здравоохранения, руководители госкорпораций. Пришли на помощь терпящим бедствие тысячи добровольцев-волонтёров. Пошла финансовая «шапка по кругу»: хоккейная легенда Владислав Третьяк объявил о выделении помощи Федерацией хоккея и сборной России.

Скрипучим диссонансом проскользнула короткая информация с шикарного курорта Forte Village на итальянской Сардинии (15 ресторанов, ледовый каток, яхты и самолёт для вип-персон), где в те же августовские дни состоялся чемпионат отеля по пляжному футболу, который таки выиграли русские. Большой вклад в этот исторический успех внёс вице-премьер Аркадий Дворкович, известный любитель футбола, шахмат и многих изящных искусств.

А по совместительству он курирует в российском правительстве многое из того, что в тот момент загибалось на Дальнем Востоке: сельское хозяйство (в Амурской области половина пашни ушла под воду, а скот остался без кормов), рыбную отрасль, лесное хозяйство, транспорт и связь… А ещё энергетику, ключевое звено в преодолении стихийного бедствия. Но в то время как подведомственные вице-премьеру сферы экономики на огромной территории сотрясались стихией, наделённый огромной ответственностью и такими же полномочиями чиновник, не прервав отпуска, беззаботно валялся на белоснежном итальянском пляже, отдыхая от трудов праведных. Такие вот разные водные процедуры... Как-то это не по-русски, не по-человечески, не так ли? Да и в элементарную логику никак не вписывается. Кстати, рассказывают, в Хабаровске спросили одного из «ликвидаторов», в чём он ещё нуждается: «Может, тебе Дворковича в помощь прислать?» Тот отшатнулся: «Не дай бог!»

На том же Дальнем Востоке сегодня страховые компании, пользуясь прорехами в законодательстве, в массовом порядке расторгают договоры агрострахования с фермерами, чьи хозяйства попали под наводнение. А вместо выплаты компенсаций за погибший урожай возвращают уплаченные взносы – то есть десятую долю потерь. Проблема явно требует вмешательства «свыше», но куратору российского агропрома не до того – он отдыхать изволил…

Между прочим, обязанность руководителя такого ранга – это ещё и предвидеть, и анализировать крупномасштабные ЧП, и делать выводы. Не знаю, каким будет разбор полётов после нынешнего наводнения на Дальнем Востоке. Но почти год назад в Подмосковье случилось другое неслабое ЧП на федеральной автотрассе М-10 (Москва – Санкт-Петербург), где дорожные заторы измерялись десятками километров и тысячами застрявших грузовых фур. Любопытно, что там в ситуацию на дороге почему-то вникал не курирующий дорожную отрасль Аркадий Дворкович, а «оборонный» вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он же выступал на специальном совещании у премьера Медведева с анализом ситуации и предложениями на будущее.

Кто на сей раз будет отдуваться с докладами? Вице-премьер Дворкович? Но ему легче в деталях доложить о прелестях отдыха на Сардинии. И здесь выплывает другая, более обстоятельная и серьёзная тема: чем практически занимается этот самый «профильный» вице-премьер, в обязанности которого входят вопросы:

– государственной политики в области инновационной деятельности;

– государственной политики в области сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса, развития рыболовства;

– реализации национального проекта в области сельского хозяйства;

– государственной политики в области транспорта и связи;

– государственной политики в области энергетики, промышленности (за исключением оборонно-промышленного комплекса);

– государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды;

– осуществления экологического и технологического надзора;

– разработки и реализации государственной политики в сфере информационных технологий.

Согласитесь, здесь нужен человек не семи, а семидесяти семи пядей во лбу. Ибо сегодня г-н Дворкович должен заниматься развитием рыбохозяйственного комплекса страны (ресурсной базой и расширением научных разработок, совершенствованием нормативной базы и т.д.), а завтра – ликвидацией африканской чумы свиней, которая гуляет по стране уже целых пять лет в ожидании, когда за неё возьмётся шахматист. И хорошо бы вице-премьеру не забыть, что послезавтра он должен будет внести в правительство законопроект по либерализации экспорта СПГ. А послепослезавтра – решить «алкогольную проблему», которая заключается в том, что в стране скопилось 34 млн. бутылок водки с акцизными марками старого образца, действие которых хорошо бы продлить на полгода. А на очереди – очередной рост цен на моторное топливо, с которым нужно что-то делать. И так далее, и тому подобное. Голова пойдёт кругом!

Но все понимают, что проблемами рыбохозяйственного комплекса будет заниматься Минсельхоз и подчинённое ему Росрыболовство. У этих ведомств есть специалисты со своими, подчас противоположными, взглядами на проблему. Есть налаженные связи с научными институтами «рыбного профиля», со смежниками и противниками. Есть информация о практике других стран. И так далее. Именно эти ведомства готовят и госпрограмму «Развитие рыбного комплекса», и отчёты о её выполнении.

И ликвидацией африканской свиной чумы будут заниматься не вице-премьер с его аппаратом, а тот же Минсельхоз, который готовил соответствующие предложения (в том числе создать штаб во главе с Дворковичем). А ещё этим делом займётся Россельхознадзор и областные ветеринарные службы. В общем, специалисты.

И законопроект о либерализации экспорта СПГ готовил тоже не вице-премьер со своим секретариатом, а Министерство энергетики РФ. И алкогольную проблему с продлением срока действия устаревших акцизных марок могло и даже пыталось решить Росалкогольрегулирование, подготовив проект постановления правительства. Но вице-премьеру вдруг показалось, что вопрос «недостаточно проработан».

И с нынешним подорожанием бензина ситуация сложилась чисто бюрократическая. Ибо роль вице-премьера здесь заключается в том, что «вице-премьер Аркадий Дворкович ждёт от Минэнерго, Минэкономики и Федеральной антимонопольной службы решения, как усмирить цены» (цитата из авторитетной газеты). То есть решать проблему будут они, а в обязанности вице-премьера остаётся «надувать щёки».

Заметьте: абсолютно во всех приведённых примерах (а их можно добавить ещё с полсотни) всеми вопросами изначально занимаются вполне солидные и компетентные люди и ведомства. Зачем им «свадебный генерал» Дворкович – неизвестно и непонятно. Контролировать министров совершенно разных профилей он не может – знаний не хватит и желания. И если какому-то министру действительно нужен надсмотрщик – может быть, лучше сменить негодного министра? А заодно и подумать о роли вечного «куратора».

Иногда, впрочем, Аркадий Дворкович выступает с самостоятельной партией. Например, требует ускоренной распродажи системообразующих, базовых предприятий ТЭК страны. Или передать управление северокавказского энергокомплекса под крышу некоей фирмы, в которой верховодят студенческие кореша г-на Дворковича (ныне ускользнувшие от следствия за пределы Отечества). А недавно «алюминиевый король» Олег Дерипаска заявил о намерении закрыть производство электролитного алюминия на «заводах с высокими издержками»: Волгоградском, Уральском, Богословском, Надвоицком и Волховском. Причина – падение мировых цен на металл до 1,8 тыс. долл. за тонну. Г‑н Дерипаска заявил, что намерен держать заводы в простое «до возвращения цены на алюминий на уровень 2,4 тыс. долл. за тонну». Чего в ближайшее время не предвидится. Буквально через три дня Дворкович объявил: в России будет создан государственный фонд запаса алюминия. «Я дал поручения проработать механизм создания, – подчеркнул вице-премьер. – Пока не очень понимаю, из каких источников его можно сделать, но механизм, я считаю, должен быть создан, чтобы при возникновении критической ситуации при наличии финансовых ресурсов можно было им воспользоваться».

Вы поняли, читатель? Россия – крупнейший в мире производитель алюминия, его в стране можно купить в любой момент сколько хочешь, и недорого. Но вице-премьер Дворкович предлагает создать государственный запас. Вложив немалые деньги, которых в бюджете не хватает, в абсолютно ненужный товар. Зачем это Олегу Дерипаске, понятно: он хочет сбыть неликвид. Но зачем это вице-премьеру Аркадию Дворковичу – вот в чём вопрос!

Кстати, в США, в правительстве, возглавляемом Бараком Обамой, никаких вице-премьеров «по надзору за министрами» вообще не предусмотрено. А в кабинете Ангелы Меркель имеется всего один вице-канцлер – чтобы было кого «оставить на хозяйстве», если возникнет такая надобность. И ничего, со своей работой эти правительства справляются очень неплохо. Интересно, сколько бы времени сохранили члены тех кабинетов свои портфели, если бы остались на пляже в подобной чрезвычайной ситуации? Думаю, не больше суток.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram