После 8 месяцев переписки с Управлением Делами Президента и рядом государственных органов «Союз пешеходов» смог остановить «мародерство от страхования». Так называют серию судебных дел, в которых страховые компании предъявляли иски … к сбитым пешеходам, ставшим виновниками ДТП. Страховщики требовали взыскать с пострадавших деньги на ремонт сбившего их автомобиля – и выигрывали в суде. Даже в случаях, когда авария стоила пешеходу жизни, страховщики не терялись: подавали в суд на его наследников – и тоже выигрывали.
Основание юристы страховых компаний приводили крайне простое: в Гражданском Кодексе РФ есть статья 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда». В ней есть фраза: "вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред". Пешеход, попавший под колеса автомобиля, повредил его – и теперь машине требуется ремонт? Вред должен быть возмещен – и пострадавший, вернуть которого к нормальной жизни может лишь длительное дорогостоящее лечение, обязан заплатить несколько сотен тысяч (а иногда – несколько миллионов) рублей за починку автомобиля. Искалеченный человек должен отдать последние деньги – а иногда и расстаться с жильем.
Когда капот дороже жизни
Вспоминаются слова адвоката в районном суде: «Гражданский процесс намного грязнее уголовного. В нашем обществе квартира ценится дороже, чем человеческая жизнь». К сожалению, в высказывании юриста нет ни слова неправды: «квартира и машина», открывающие негласный рейтинг отечественных материальных ценностей, в понимании обывателя действительно важнее жизни и здоровья. Этот же взгляд на мир перешел в российскую судебную практику. Максимальный размер компенсации за смерть потерпевшего, который может назначить отечественный суд, - один миллион рублей. Если пострадавший стал инвалидом - он может рассчитывать на сумму, не превышающую 500 тысяч рублей. И то лишь в том случае, если выиграет дело. Если здоровью причинен вред средней тяжести – размер компенсации составит не более 100 тысяч рублей. За легкий вред здоровью потерпевший вообще получит 15 тысяч – и это опять же максимально возможная сумма.
А вот ремонт автомобиля может обойтись в 3-5 миллионов рублей – и такие случаи не редкость. С каждым годом стоимость «средств передвижения» растет. Повышаются цены и на запчасти, и на услуги по ремонту автомашин. Приведение в порядок одной иномарки в российском суде может стоить дороже нескольких человеческих жизней. Интересно сравнить три миллиона на ремонт автомобиля и со средними российскими зарплатами - хотя бы в Москве. Когда страховщик выигрывает, семья сбитого пешехода, как правило, остается без средств к существованию.
Для сравнения: в Европе суды оценивают жизнь человека в сумму от 600 тысяч до 1.5 миллиона евро. Суд США в случае гибели пострадавшего взыщет с виновника, как минимум, 3 миллиона долларов.
Но, как известно, гражданский процесс – процесс состязательный. Не случайно появилось выражение «выиграть в суде». После ДТП в «игре» оказываются неравные силы: страховая компания с высококвалифицированными юристами – и больной человек, которому не до юридической помощи. Медицинскую бы вовремя получить! Чтобы не остаться инвалидом, на лечение нужно собирать огромные суммы… Профессионалы легко выигрывают у раненых: страховые компании не ждут, пока сбитый пешеход выздоровеет. Они подают иск немедленно – к тем, кто в данный момент беззащитен.
Как Конституционный суд помог страховщикам
Гражданский Кодекс действует почти 20 лет. Однако до 2012 года иски страховых компаний к сбитым пешеходам и их родным были крайне редки. «Зеленую улицу» страховщикам, жаждущим «оптимизировать» расходы, открыл не один из основополагающих кодексов Российской Федерации, а Конституционный суд — определением от 4 октября 2012 г. №1833-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Райм Алексины Альбертовны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации».
История Алексины Райм – несовершеннолетней девочки, выскочившей на дорогу в неположенном месте и сбитой автомобилем – получила неожиданное продолжение в районном суде. Родители Алексины предъявили иск о возмещении материального вреда – и выиграли дело. Лечение девочки оплатила по ОСАГО одна страховая компания. Казалось, справедливость восстановлена. Но вскоре с иском о возмещении вреда обратились уже к маме и папе пострадавшего ребенка. «Ингосстрах» требовал возместить стоимость ремонта застрахованного по КАСКО автомобиля – и тоже выиграл дело. Сумма, которую запрашивал страховщик, оказалась больше, чем компенсация, выплаченная другой страховой компанией на лечение девочки. Человек, едва начавший жить, оказался лишен возможности восстановить здоровье…
Родители Алексины обратились в Конституционный суд. Ведь Конституция Российской Федерации установила приоритет жизни и здоровья как основной человеческой ценности! Но в рассмотрении жалобы Конституционный суд отказал – сославшись на то, что тяжесть вреда и размеры компенсаций должны устанавливать суды общей юрисдикции. Они же, по мнению Конституционного суда, должна оценивать материальное положение потерпевшего и отвечать на вопрос, хватит ли сбитому пешеходу денег на жизнь после того, как он рассчитается со страховщиком.
Определение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению содержало фразу: "Положения ст. 1064 во взаимосвязи с другими положениями главы 59 ГК РФ не освобождают от ответственности потерпевшего, который одновременно сам виновен в неосторожном причинении вреда чужому имуществу, представляющему собой источник повышенной опасности, т. е. не устанавливают для него исключений из общих правил об ответственности". Юристы опасались: дело Алексины Райм создаст прецедент – и страховые компании подадут тысячи исков с требованием отобрать последние деньги у сбитых пешеходов. Так и оказалось в действительности. Сегодня даже опытные адвокаты признают: защитить пешехода от требований страховщика практически невозможно.
Межрегиональному общественному движению «Союз пешеходов» удалось сделать невозможное возможным. Восемь месяцев длилась переписка «Союза» с различными инстанциями. Защитники пешеходов требовали изменить практику требования возмещения ущерба (суброгации) страховыми компаниям в отношении пострадавших пешеходов. В результате инициативу «Союза пешеходов» поддержали – в Управлении Делами Президента и в Департаменте финансовой политики Минфина.
Президент подтвердил: жизнь – в приоритете
В письме «Союзу» Администрация Президента сообщила: несмотря на то, что статья 965 Гражданского кодекса РФ предусматривает право требования страховщиком от лица, ответственного за убытки, возмещения суммы, выплаченной страхователю, практику взыскания средств со сбитых пешеходов необходимо пресечь.
Процитируем часть этого письма: «Исходя из главенства Конституции Российской Федерации, возмещение вреда жизни и здоровью должно иметь приоритет по сравнению с возмещением вреда, причиненного транспортному средству.
По мнению Минфина России, суброгация в отношении пешехода за причиненный транспортному средству вред не имеет оснований.
В целях исключения практики применения суброгационных требований к потерпевшему пешеходу или его родственникам за повреждение транспортного средства в связи с несоблюдением им правил дорожного движения, повлекших причинение вреда его здоровью или жизни, Минфином России направлено в Российский Союз Автостраховщиков соответствующее обращение»
Какой будет реакция страховщиков – покажет время. Возможно, страховые компании придумают новые «относительно честные способы отъема денег». В случае необходимости «Союз пешеходов» обратится в Конституционный суд. Вполне возможно, что его жалобу ждет больший успех, чем жалобу родителей Алексины Райм. С октября 2012 года, когда было вынесено ставшее прецедентом определение Конституционного суда, страховщики выиграли множество гражданских дел – а множество сбитых пешеходов и их семей оказались без средств к существованию.
Если ситуация с требованиями страховых компаний о компенсации за ремонт автомобилей, сбивших человека, повторится – ее участники и свидетели могут немедленно обратиться в «Союз пешеходов» (письмо можно оставить на сайте движения souz-peshehod.ru или союз-пешеход.рф). Общественное движение взяло «мародерство от страхования» на особый контроль.