Ивановская и мглинская, хлудневская и карачунская, дымковская и ковровская, петровская и богородицкая… Всё это – русские народные игрушки. Неслучайно промыслы часто называли по селу, в котором они зарождались и развивались. В старину практически каждая волость могла похвастаться собственной «игрушечной» школой. Да и в наши дни многим областям есть чем гордиться в этой отрасли – промыслы продолжают жить, радуя почитателей новыми формами. Узнаваемые «игрушечные» бренды есть и в Тульской области.
Тульская городская игрушка получила распространение в конце XVII века, однако после революции была запрещена как буржуазная, пропагандирующая «вредные» слои населения: дворянство, купечество, духовенство. Любопытно, что тульская городская игрушка – единственная в мире, в которой представлены священники! Хотя в основном куклы конечно же изображают нарядных барынь и их кавалеров.
– Сегодня игрушка живёт и приобретает новые черты, новые лица. Авторские работы современных мастеров иногда мало похожи на своих прабабушек, – замечает идеолог возрождения промысла Ольга Андреева. – Но и подлинники, по которым мы восстанавливаем игрушку, к счастью, пока сохранились. Они находятся в Русском музее Санкт-Петербурга, в Московском музее декоративно-прикладного искусства.
Землячка тульской городской игрушки – филимоновская свистулька. Она из разряда традиционных деревенских забав. Сюжеты для неё выбирают соответствующие – привычные крестьянскому глазу: домашние животные или люди, занятые повседневными делами. Делают филимоновские свистульки из уникальной голубой глины, которая при обжиге становится белой. Затем игрушку расписывают, но исключительно тремя красками: жёлтой, красной и зелёной.
Современные мастера могут лишь предполагать, почему их предки предпочитали именно этот своеобразный триколор: свидетельств, толкующих колористические предпочтения ремесленников прошлого, к сожалению, не сохранилось. Но оптимистический настрой филимоновских свистулек оспаривать не придёт в голову даже самым заядлым скептикам!