Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 32(374) от 22.08.2013

Меж двух медицин

, 19:41

Отношения россиян с системой здравоохранения простыми и однозначными не назовёшь. Большинство вынуждены решать свои проблемы со здоровьем самостоятельно. Обращение к знахарям да целителям у нас в особом почёте: люди охотно верят в заговоры, травки, настои, примочки и прочие снадобья по «бабушкиным» рецептам… Имеет ли право на существование в XXI веке народное знание, проверенное столетиями на поколениях наших пращуров? «НА» побеседовал об этом с Валентиной ХАРИТОНОВОЙ, доктором исторических наук, доцентом, руководителем группы медицинской антропологии Института этнологии и антропологии РАН.

- В новейшей истории целительство набирало обороты годов с 80-х, но официально признано было лишь в 1993 году – новым законом о здравоохранении, где в 56-й и 57-й статьях речь шла как раз о целительских практиках. Альтернативный медицинский подход сформировался на стыке разных практик: магико-медицинских, магико-мистических, традиционной медицины и этномедицины. В целительстве найдётся всё: парапсихологические концепции, биоэнерготерапия и масса других вещей, которые связаны с возможностью воздействия или невоздействия на человеческий организм. Была даже разработана система подготовки народных целителей, а в трудовом законодательстве прописан порядок получения квалификационных документов.

– Есть люди, у которых в трудовой книжке написано: «целитель»?!

– Да, профессия «народный целитель» – законодательно оформлена.

– Со стороны кажется, что это какая-то абсолютная самодеятельность, полушарлатанское поле, а оно оказывается ещё и под сенью закона. Наверняка начиналось всё с подвижников, которые имели дар и особую подготовку. Но те, кто потом хлынул в эту сферу, вызывают большие сомнения. Хочется понять, кто в целители идёт? Есть ли такие системы двух медицин – официальной и народной – в других странах?

– Сфера эта очень пёстрая и чрезвычайно сложная. Но когда вы идёте в поликлинику, разве всегда уверены, что не попадёте к шарлатану? Часто люди идут к знакомому врачу либо по чьей-то рекомендации. Визит в поликлинику наобум неизвестно чем закончится. Даже в Москве. Что ж говорить о сельских просторах Сибири, где порой, кроме медсестры, на многие километры никого нет. Да и те, кто в клиниках принимает людей, не всегда блещут знаниями: ставят противоречивые диагнозы, назначают дорогостоящие и не всегда безопасные исследования или выписывают спорные препараты, которые не столько лечат, сколько калечат…

Лет тридцать назад в одном из народных медицинских центров был поставлен своего рода эксперимент. Пациенты, приходя на приём к целителю, в обязательном порядке должны были посетить и врача. И этот медицинский контроль несколько месяцев осуществлял специалист высочайшей квалификации – профессор, доктор наук, завкафедрой крупнейшего медицинского заведения страны. По результатам он сделал доклад на учёном совете, от которого всем стало дурно. Выяснилось, что порядка 84% обратившихся за помощью в центр народной медицины – пациенты, которым в официальных медицинских учреждениях неправильно поставили диагноз. Соответственно они безрезультатно лечились, наживая себе новые проблемы. И в итоге приходили в этот центр, потому что им просто больше некуда было пойти.

– Значит, всему виной низкий уровень профессионализма представителей официальной медицины?

– В том числе. Обращаются к народным врачевателям не только в нашей стране. В Болгарии «лечительство», как его там называют, очень хорошо представлено и активно развивается. Я сотрудничаю с представителями болгарского здравоохранения, которые исследуют традиции. Например, распространённость альтернативной медицины и то, насколько люди ей доверяют. Так, учёный Янева-Балабанска работала с представителями народной медицины: знахарками и травниками, специалистами, которые называют себя экстрасенсами и пациентами традиционных и нетрадиционных лечебных учреждений. В этом исследовании участвовало 100 медицинских специалистов и 234 простых гражданина, не имеющих отношения к медицинским профессиям. Из них целителей посещали 35%, а медиков – 59,4%. Все анкетированные имели среднее или высшее образование.

– Даже сами медики признают своё бессилие?

– И не только в Болгарии, но и у нас! Я у многих бабушек-знахарок спрашивала: «К вам из врачей кто-нибудь за помощью обращается?» На что они отвечали: «А куда же им идти?» Кстати говоря, женщины о таких вещах осведомлены лучше мужчин, они чаще озабочены сохранением здоровья – своего и всей семьи. Статистика показывает: чем выше уровень образования, тем люди более расположены к лечению природными средствами, травами. Возможно, потому, что понимают: от современной медицины может быть и польза, и вред.

– То, что мы сейчас называем медициной в историческом плане, существует относительно недавно. Но ведь и до того, как система земских врачей накрыла всю страну, люди как-то выживали, сохраняли своё здоровье. В нашей стране 190 народов, у каждого есть своя система сохранения здоровья. Почему мы игнорируем столь богатые традиции? Это высокомерие, глупость или просто некому опыт этот передать?

– Я тоже задумывалась над этим, интересовалась у опытных медиков, почему так происходит. Все признают, что даже спецкурсы такие в медвузах есть, но отчего-то будущие врачи не слишком охотно их посещают. Медицинская антропология в её классическом варианте, хорошо представленном в Америке или Европе, у нас пока непопулярна. Как-то я делала доклад по поводу эпидемий чумы: как они возникали и во что превращались. Представьте себе, даже геополитические интересы иногда играли важнейшую роль в том, каким образом с этой напастью боролись!

– То есть в некоторых случаях могут вообще не бороться?

– Возможно. И неслучайно на Западе антропологи анализируют все медицины как равноправные. Мы должны посмотреть, чем те или иные подходы ценны. И то, что современная медицинская наука шагнула далеко вперёд, не означает, что всё, что было раньше, никуда не годится.

У нас в стране все варианты медицины представлены, и у каждого есть право выбора. Альтернативные методы иногда официальная медицина не принимает. Но есть группа методов, которые объединены комплементарной медициной. Их часто включают в восстановительные лечебные мероприятия. Или традиционно-восточные подходы, рефлексотерапия например. Хорошо развиты методы мануальной терапии. Некоторые современные клиники уже строятся по интегративному принципу, где представлены гирудо-, фито-, ароматерапия и даже экзотические методы, применяемые в шаманизме. Причём всё грамотно объединено: квалифицированные медики сотрудничают с народными целителями и представителями традиционных восточных медицин. Вот это и есть лечебные учреждения будущего.

– Они где-то уже действуют?

Да. Например, в Улан-Удэ есть Центр восточной бурятско-тибетско-монгольской медицины. Вариант тибетской медицины, которая адаптирована к условиям Бурятии. Этот центр вписан в систему республиканского здравоохранения. Есть поликлиника и профилакторий в пригороде, а ещё санаторий на Байкале. Центр преимущественно медицинский, но там работают и лекари – эмчи-ламы.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram