Интернет-проект One click Yakutsk, работающий по принципу краудсорсинга, уже сегодня позволяет жителям активно участвовать в решении городских проблем и предлагать собственные идеи по благоустройству.
Поднять все волнующие вопросы жители Якутска теперь могут на специализированном портале, который будет развиваться вместе с городом. Если раньше, их недовольства, например, работой управляющих компаний или неубранным мусором могли остаться неуслышанными, то отныне открытая площадка One click Yakutsk не позволит чиновникам забыть о поднятой проблеме.
Краудсорсинг: общество единомышленников
Во многих странах краудсорсинг уже доказал свою эффективность. Неравнодушные люди, находя единомышленников, помогают властям решать общественно значимые вопросы. Несмотря на новизну, принцип использования сил и идей добровольцев уже прижился во многих сферах общественной жизни.
Ярким примером удачного внедрения краудсорсинга можно назвать интернет-энциклопедию «Википедия». А в Японии одна мебельная фабрика изготавливает свою продукцию на основе идей, предложенных пользователями сайта компании.
Используют помощь добровольцев и всемирно известные компании, такие как Google. Восемь лет назад была запущена программа онлайн-карт Google Maps, а недавно проект пополнился и информацией о Северной Корее. Это стало «результатом так называемого краудсорсинга: люди, которых интересовала эта страна, сообщали названия улиц, районов, зданий и других крупных объектов в рамках программы Google под названием Map Maker», – сообщает издание TheWallStreetJournal (США). Представитель компании Google рассказал, что надеялся на «гражданских» картографов, которые помогли ему включить в программу 150 стран и внесли огромный вклад в работу над картами тех государств, правительства которых картографией занимаются мало.
Таким образом, несмотря на то что «краудсорсинг» – достаточно молодое понятие, активное использование опыта и знаний простых людей уже продемонстрировало свои плюсы. Положительный опыт решили перенять и власти Якутска, нацелив новый интернет-проект на преображение города и оперативное реагирование на все недовольства граждан.
Пространство для диалога
Как оказалось, если дать людям возможность заявлять о том, что их волнует, предлагать методы решения, а затем обрабатывать полученные данные c помощью современных технологий, найти ответы на многие вопросы можно гораздо оперативнее. А кто как не местные жители, знают, что действительно нужно для благоустройства Якутска! Да и ощущение, что твой голос на что-то влияет, делает многих неравнодушными к новому проекту.
Конечно, проблемы многих населённых пунктов в нашей стране сегодня обсуждаются на городских форумах, однако One click Yakutsk – это особое интернет-пространство для активного и открытого общения с чиновниками. Объединившись, люди обмениваются опытом, а предложенные ими варианты решения поставленной задачи часто оказываются удачными и берутся властями в расчёт.
Портал One click Yakutsk заработал в мае этого года, а объединённые усилия уже принесли свои плоды. Благодаря диалогу властей и граждан этапы выполнения поставленных задач горожане отслеживают в режиме on-line. Любой желающий может увидеть, что уже сделано для решения поставленного им вопроса и как скоро будут видны результаты. Заявленные проблемы на открытой интернет-площадке даже проходят количественный подсчёт, находясь в категориях «актуальные», «в работе» или «решённые».
Сегодня в городе идёт борьба с несанкционированными мусорными свалками, которые портят облик Якутска, а с сентября для всех станет доступен и новый публичный сервис «Рейтинги управляющих компаний». Эта опция позволит объективно оценить работающие компании и даст возможность выбора из них самых эффективных. Ведь вопрос ЖКХ всегда был в числе самых острых для наших граждан – именно от него зависит комфортабельность проживания всех горожан. Таким образом, эта проблема будет решаться в рамках нового интернет-портала, а органы власти в свою очередь смогут выявить компании, недобросовестно выполняющие свои обязанности, и фирмы-однодневки, которые наживаются на жителях Якутска.
ЖКХ: острый вопрос
Согласно опросу, проведённому на портале One click Yakutsk, почти все горожане знают свою управляющую компанию, но лишь 5% из них довольны качеством предоставляемых ею услуг. В анкетировании приняли участие 370 человек. Наибольшему числу респондентов было от 26 до 35 лет, остальным – от 36 до 45 лет.
Целью опроса было также выявить критерии, по которым люди оценивают эффективность управляющей компании. Чаще всего анкетируемые отмечали: отзывы жителей (282 голоса), открытость компании (198 голосов) и возможность предоставления ею отчётности (190 голосов).
Проанализировав полученные данные, критерии оценки эффективности работы УК оказались такие:
– качество и чистота обслуживаемых объектов,
– необходимость ежемесячных проверок,
– периодичность обслуживания,
– благоустройство дворов,
– отзывчивость и оперативное устранение неполадок,
– правильность и понятность расчётов по оплате коммунальных услуг,
– трудоустройство местных жителей и наличие квалифицированных кадров,
– регистрация заявок от жителей на открытом онлайн-ресурсе,
– выкладывание на сайте УК тарифов и порядка ценообразования,
– возможность оплаты коммунальных услуг через терминалы и при помощи электронных платежей.
Также участники опроса отметили необходимость проведения ликбеза по теме ЖКХ для широких слоёв населения от управляющих компаний и внедрения новых технологий в этой сфере, например таких, как лампы с датчиками движения для освещения в подъездах.
Независимый рейтинг эффективности, который готовится в рамках интернет-проекта мэрии, учтёт и эти критерии, и принципы оценки, предложенные экспертами. Результаты же объективно покажут эффективность или неэффективность каждой управляющей компании в городе.
Руководители портала One click Yakutsk считают, что подобная новая система действительно поможет улучшить качество работы и в целом положительно повлияет на решение вопросов ЖКХ. «Мы ждём, что жители активно включаться в рейтингование после запуска сервиса, но ещё сейчас не поздно прислать нам свои идеи и предложения на нашу почту oneclickykt@gmail.com. Мы всё обязательно учтём. Подобные сервисы – это пример настоящего краудсорсинга, где каждый может активно участвовать в улучшении работы и получить для себя полезную информацию», – сообщила руководитель проекта Надежда Петрова.
Интерактивная справочная
Кроме вечной проблемы ЖКХ в нашей стране, портал поможет найти ответы и на другие не менее актуальные вопросы в рамках «Интерактивной справочной». Этот сервис расскажет, как записаться в национальную библиотеку, с какого возраста ребёнка нужно отдавать в школу, что делать человеку при потере кредитной карты и как бороться с нерадивыми таксистами, которые требуют оплату сверх оговорённой.
Проконсультироваться можно и по бытовым вопросам, например: что делать, если в парикмахерской тебя плохо подстригли. Участники проекта предлагают такое решение: «Можно попытаться добиться возмещения морального ущерба от самого мастера. Если не получилось, стоит обратиться к владельцу парикмахерской – как правило, ситуация разрешается в пользу клиента, когда речь идёт об имидже салона».
Руководители портала обещают, что интернет-площадка будет развиваться вместе с городом и подстраиваться под реалии сегодняшнего дня, решая актуальные для жителей Якутска задачи. А значит, подобный положительный опыт в скором времени смогут перенять и другие российские города. Начать же власти могут уже сегодня, просто дав людям возможность открыто заявить об имеющихся проблемах и самим предлагать методы их решения.