14 августа работники авиапрома и им сочувствующие ждали с плохо скрытой надеждой – на совещании по проблемам гражданского авиастроения под председательством вице-премьера Д. Рогозина должны были определить, куда и на чём мы летим. Редчайший случай – для участия в нём пригласили не только функционеров и «эффективных» менеджеров, но и реальных специалистов. Но у Минпромторга и Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) было время подготовиться. Соратники по развалу авиапрома – министр Д. Мантуров вместе с президентом ОАК М. Погосяном – своего не упустили.
Вначале было слово
– Российские авиакомпании с 2008 года приобрели почти 600 иностранных и только 59 отечественных самолётов, то есть в 10 раз меньше, – задал тон, открывая совещание, вице-премьер Дмитрий Рогозин. И продолжил:
– Совершенно нетерпимая ситуация сложилась в парке среднемагистральных воздушных судов, где доля зарубежных самолётов составляет около 80%. На долю современных российских самолётов приходится около 7% численности авиапарка РФ, их вклад в общий объём пассажироперевозок ещё меньше – 4%. Это говорит о фактической потере отечественным авиапромом внутреннего рынка магистральных перевозок.
Присутствующие специалисты приосанились – ой, что-то будет. Но дальше констатации этого и других всем известных фактов дело не пошло. Ждали – вдруг Погосяна от «оаковской» кормушки отлучат. Но нет, не случилось. Непотопляемость регулярно проваливающих всё и вся дельцов, присосавшихся к авиации, поражает. Пользуются, видимо, искренней любовью президента страны к авиации. По его инициативе в авиапром вбухивают огромные деньги. В том числе и налогоплательщиков, то есть наши с вами. Напрямую из госбюджета или через фактически государственные финансовые инструменты – банки. А где результат, где вселенский триумф российского авиастроения?
Что интересно, заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь на этом совещании в правительстве грозно заявил – на Сухой Суперджет NG (Next Generation), растянутый с 98 до 130 мест, денег не дадим аж до 2016 года. Пусть дорабатывают тот, что есть. Смело, на самого Погосяна накатил? Да нет, всё согласовано, Погосян доволен – он получит очередные 4 с лишним миллиарда рублей на долечивание «детских болезней» Суперджета. Погосяну это и надо, он не патриот, он – коммерсант. Какая разница, на какой самолёт прольётся очередной золотой ручеёк? Программа строительства Суперджетов давно стала благотворительной миссией со стороны государства, она не окупится и через полвека.
Ту-204-300 летает и в соседний китайский Муданьцзян (38 минут), и в далёкую Москву
Сразу пять человек готовились к докладу по организации производства Ту-334, в том числе участники фонда «Народный самолёт Ту-334-100». Прорыв? Но и здесь явно сработала всем известная лютая ненависть (или зависть?) Погосяна к этой удачной машине. Какую «работу» и с кем он её провёл – неизвестно, но за два часа до начала совещания всех участников обзвонили представители аппарата вице-премьера, и спустили директиву: дискуссии по Ту-334 не будет, этот пункт из повестки изъят.
А у нас было
Ту-154 – исламский фактор
Оказывается, самым популярным самолётом у мусульман-паломников был Ту-154. Болгарские авиаторы зарабатывали на них колоссальные деньги, возили на хадж народ со всего мира. Наработка на борт достигала 20 часов в сутки. Наш «Ту» обладал избыточной, с точки зрения коммерсантов, мощностью и соответственно потреблял лишние тонны топлива, но был единственным лайнером, который без проблем взлетал в Саудовской Аравии и Эмиратах в дневные часы. А все остальные пассажирские лайнеры ждали для вылета вечернего снижения температуры воздуха – горячее дыхание пустыни заметно отнимает силу у турбореактивных двигателей.
Дальневосточный бунт – убрать Савельева
Разгорается ещё один скандал с отечественными лайнерами – ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» в приказном порядке ставит на прикол не какой-то там авиахлам, а новенькие по авиационным меркам Ту-204-300. К тому же самые дальнобойные в линейке 204-х. 9 августа состоялась конференция трудового коллектива ОАО «Владивосток Авиа», крупнейшей авиакомпании Дальнего Востока. Редчайший случай в отечественной практике – взбунтовалась целая авиакомпания. Приняли постановление и обращаются во все возможные инстанции – от Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) до международных профсоюзов транспортников и в первую очередь к президенту России.
Два года назад контрольный пакет акций авиакомпании передали «Аэрофлоту». Начались интеграция и реорганизация. План интеграции предусматривал вывод из эксплуатации широкофюзеляжных самолётов А330, Як-40 и всех вертолётов. При этом самолёты А330 были выведены из эксплуатации по решению ОАО «Аэрофлот – РА» досрочно, с начала летнего расписания 2012 года, а не в зиму, как предполагал план интеграции.
В результате предприятие потеряло доходы и понесло огромные дополнительные расходы за досрочное расторжение договоров лизинга в виде штрафных санкций. К ним добавились расходы по оплате за ремонт и подготовку самолётов к сдаче лизингодателю. Общие затраты на это мероприятие составили 3,8 млрд. рублей. Только в течение 2012 года были уволены 800 авиационных специалистов. Прибыльный цех бортового питания, по команде аэрофлотовских менеджеров, был выведен из состава авиакомпании и зарегистрирован как отдельное юридическое лицо. В результате по итогам 2012 года и под руководством менеджеров «Аэрофлота» авиакомпания стала убыточной. С сентября прошлого года ОАО «Владивосток Авиа» работает в новой структуре, эксплуатирует парк воздушных судов – по шесть А320 и Ту-204-300. В этом году вышли на прибыль, причём основная шла от эксплуатации не «Эрбасов», а «Туполей». И вот новый удар «под дых» – с 27 октября «красный свет» включили Ту-204-300. Это ещё около 500 человек «на выход», пишут авиаторы В. Путину:
«В 2010 году, находясь на посту Председателя правительства РФ, Вы на официальной, публичной встрече с генеральным директором ОАО «Аэрофлот – РА», в ходе обсуждения оптимизации региональных компаний, ставили ему задачу – прежде всего думать о людях, не забывать о социальных обязательствах перед трудовыми коллективами, а также ориентировали руководителя ОАО «Аэрофлот – РА» при обновлении парка воздушных судов присоединяемых региональных компаний ориентироваться на отечественные самолёты».
Похоже, правительство и президент задачи ставят, а коммерсанты во главе подконтрольных государству компаний на них, попросту говоря, плюют. У них своя извращённая логика – нечего делать в авиапарке «национального перевозчика» всяким там «Тушкам» и «Якам»:
«Такое решение для компании сегодня означает потерю не только половины парка воздушных судов, которые предприятие успешно эксплуатирует с 2005 года, но и потерю высококлассных специалистов: лётного и инженерно-технического состава, кабинных экипажей, работников наземных служб. Трудовым коллективом это решение воспринято как потеря рабочих мест и продолжение уже прошедшей оптимизации в виде последующих действий по сокращению нескольких сотен человек, что противоречит политике государства по закреплению и привлечению населения на Дальний Восток России».
Авиаторы напоминают президенту страны:
«Инженерно-авиационный состав ОАО «Владивосток Авиа» является ведущим среди эксплуатантов воздушных судов типа Ту‑204. Обращаем Ваше внимание, что в составе специального лётного правительственного отряда выполняются полёты на воздушных судах Ту-204-300А, доработанных с учётом нашего опыта эксплуатации данного типа воздушного судна».
А потом в обращении к В. Путину замахнулись на святое:
«В связи с этим конференция трудового коллектива ОАО «Владивосток Авиа» выражает недоверие генеральному директору ОАО «Аэрофлот – РА» В. Савельеву и просит Вас инициировать досрочное прекращение им полномочий генерального директора ОАО «Аэрофлот – РА»;
– считает своим гражданским долгом дать неудовлетворительную оценку руководству Минтранса РФ, по вине которого до сих пор отсутствует понятная всем государственная программа развития гражданской авиации Дальнего Востока России. Отсутствие её порождает адекватные действия некоторых авиационных руководителей в пользу развития бизнеса в отдельно взятом «Обществе», мытарства сокращённых авиаторов, тревогу и волнение в ещё работающих коллективах».
Мне удалось связаться с Сергеем Сёминым, капитаном одного из владивостокских Ту‑204‑300:
– Самолёты вылизаны «до звона», отказов меньше, чем на А320. Добиваем на них до Бангкока, Москвы. Сейчас, например, готовлюсь к вылету в Санкт-Петербург.
– Может быть, к двигателям ПС-90 есть нарекания?
– Что вы, это всё в далёком прошлом. Очень редко бывает ложное срабатывание какого-либо датчика, что на безопасность полёта не влияет.
Он отечественные самолёты не идеализирует, если коротко, за запчасти приходится переплачивать: слишком мало этих машин строится и летает:
– Но мы не допускаем никаких «полётов с отложенными дефектами», записываем в бортовой журнал все замечания и поддерживаем технику в идеальном состоянии. Сегодня это не машина, а конфетка. Бывало, по 11 часов в воздухе висели.
И вот эти конфетки убирают из парка. Может быть, у гендиректора «Аэрофлота» Савельева и его предшественников действительно есть обязательства перед производителями зарубежной авиатехники?
После таких сообщений понятно, почему большой поклонник авиации В. Путин на МАКС-2013 вместо себя посылает премьера М. Удовольствие от общения с жуликами и самопиарщиками он вряд ли получает, потом и слова какие-то надо гражданам России говорить. А на язык, возможно, просится что-то совсем неприличное. МАКС – это большой, настоящий и хорошо организованный праздник отечественной авиации, зачем его портить?