Илья ЧЁРТ и группа «Пилот» относятся ко второй волне питерского рока – к волне 90-х. Путёвку в жизнь Илья получил у таких мэтров, как Ю. Шевчук и К. Кинчев. И неслучайно, ведь он нисколько не уступает им в социальной честности: «Ты живёшь в стране, где каждый пятый – вор, где сказать правду – то же, что навлечь позор, где стражи закона с невинным видом позволяют подонкам торговать героином».
- Что можно сказать о вашей волне 90-х? Вы продолжатели традиций 80-х или, наоборот, в роке 80-х вам чего не хватало? Стал ли рок 90-х таким же социальным, как рок 80-х, или же больше сосредоточился на лиризме? Был ли у рока 90-х единый общий враг, каковым для рока 80-х был Совок в его худших проявлениях?
- Мы называем людей, юность которых пришлась на начало 90-х, «поколением выживших». Бандитизм и наркотики в то время скосили большую часть поколения. И если в 80-е рокеры, в основном, боролись с тоталитарностью советской системы, то в 90-е многим стало понятно, что проблемы кроются гораздо глубже, в головах самих людей. Система поменялась, глупость осталась. Население за время правления советской власти настолько привыкло ходить толпой и жить по инструкциям, что и сейчас это проявляется во всей красе. Поэтому творчество авторов 90-х более сосредоточилось на проблемах внутреннего мира человека. Стилистика музыки тоже заметно поменялась. Если музыка 80-х, в основном, была построена на хард-роке и инди-музыке, в 90-х проявилось подавляющее влияние скоростного панка, хардкора и гранджа. Мы являемся продолжателями 80-х только в том, что также пытаемся бороться с коллективизацией мышления, боремся за каждую новую Личность, выуживая её из толпы.
- Что вы думаете о рокапопсе? Относятся ли Земфира, Чичерина, Лагутенко, «Би-2» к вашей культуре? Или это другая песочница? Почему? В чём разница?
- Думаю, каждая музыка имеет право на существование, и у каждого исполнителя есть свои слушатели, которым эта музыка помогает жить. Другое дело, что подача материала и сама суть исполняемых песен, конечно, весьма сильно разнится между рокапопсовыми командами и нашей грядкой. Главное отличие, наверно, в том, что подобные нам группы никогда не ставили себе задачу развлекать публику. Мы не считаем рок-музыку частью развлекательной культуры, предпочитая творчеством акцентировать внимание людей на современных проблемах общества, в то время как творчество поп-роковой культуры зиждется на личных психологических переживаниях авторов, зачастую с сексуальным подтекстом. Нас волнует то, что происходит вокруг и с людьми, а их больше волнуют проблемы собственной личной жизни.
- Медийному успеху «Пилота» в немалой степени поспособствовали совместные концерты с «Алисой», а также участие Шевчука в записи вашей пластинки «Сказка о прыгуне и скользящем». Как вам удалось попасть в поле зрения мэтров? Согласны ли вы с поэтом, что «талантам надо помогать – бездарности пробьются сами»?
- С Костей Кинчевым нас познакомил общий друг, Саша «Рикошет», лидер группы «Объект насмешек», которому нравилось наше творчество и который обратил внимание Кости на нашу группу. С Юрой Шевчуком мы познакомились благодаря Игорю Тихомирову (бас-гитаристу группы «Кино»), который в то время играл в группе «ДДТ» и был хозяином клуба «Полигон», где мы долгое время базировались и репетировали. И я согласен с тем, что настоящим талантам нужно помогать. Хотя бы по той причине, что истинному творцу, как правило, не столь интересна популярность, сколько само творчество. Поэтому истинные таланты редко сами рвутся на широкую публику, упускают многие моменты, связанные с ростом популярности их творчества, и если им вовремя не помочь, не подхватить, то многие из них так и останутся «широко известными в узких кругах». Их просто не заботит вопрос «как мне стать популярным?».
- Вы продюсируете сборники песен молодых музыкантов «Рок из подворотен». Сейчас стало больше групп, больше конкуренции. Но разве количество переходит в качество? Разве появляется сейчас столько талантливых поэтов в русском роке, как в 80-х и 90-х? Согласны ли вы со словами Кинчева о новом русском роке, что «играть научились, а главное ушло»? Или же стоит говорить о том, что изменились запросы аудитории и поэтический рок уже не востребован массами?
- Поэты появляются, и очень даже сильные. Но, особенно начиная с «нулевых» годов, рок-музыка в масштабах страны, как я уже говорил, стала приобретать качество развлекательной культуры. Если раньше власть откровенно давила авторов, которые боролись за разумность людей, то сейчас просто изменилась тактика, суть осталась прежней. Если нельзя уничтожить, то можно завалить количеством суррогата. А потому радиостанции и музыкальные каналы с удовольствием крутят в эфире группы, сутью творчества которых является юморок, шутки, веселуха и эротические переживания. Едва стоит появиться группе, поющей о серьёзных вещах, она тут же игнорируется, словно по «команде сверху». Естественно, когда людям каждый день навязывается скоморошничество, называемое при этом «рок-музыка», у них создаётся впечатление, что «рок стал не тот». Это как завалить небольшое количество здоровой и полезной пищи горой гамбургеров, причем расхваливая на всех углах полезность последних.
- «Кто-то говорит мне, что я дьявол, кто-то говорит, что я пророк». Как вы относитесь к тем, кто называет вас пророком? Как относитесь к самому понятию «поклонник»? Допустимо ли поклоняться кому-либо, пусть и талантливому человеку? Чувствуете ли вы свою власть над слушателями, выступая на сцене? Эта власть – пьянящее ощущение? Можно ли говорить, что в этом музыканты подобны политикам?
- Я знаю, что мнение людей – словно переменчивый ветер, поэтому не прислушиваюсь к нему, в отличие от мнения о себе Учителей. Насчёт «поклонников»: я и сам являюсь поклонником творчества определённых авторов и коллективов. Это не значит, что я поклоняюсь им. Я приношу им свой земной от всего сердца – поклон за их творчество. Я благодарен им, вот что это значит. Если говорить о власти над слушателями, то она пьянит тех, для кого эта власть является первоочередной задачей достижения, а не инструментом для донесения Слова. Пьянит ли водопроводчика гаечный ключ, а хирурга – скальпель? Сомневаюсь. Если политика пьянит власть – он ничего путного с помощью неё не сделает для блага людей.
- А кто говорит вам, что вы дьявол? Кто ваш главный критик и оппонент?
- Ну, например, Жанна Бичевская высказала мне, что во мне бесы сидят и мне отчитка нужна. Да и некоторые религиозные деятели (почему-то исключительно православные) вменяли мне в вину, как и другим рок-музыкантам, что, мол, бесовщину несём, дьяволу служим, и прочую варварскую средневековую чушь несли в наш адрес. Я спокойно к этому отношусь, ибо понимаю: «Фанатичность есть признак отсутствия разума». Об этом многие мудрые говорили. Критики, к мнению которых я прислушиваюсь, – это люди, коих я считаю Учителями в своём деле, на которых равняюсь в жизни. Оппонентов и вовсе нет, ибо творчество – не тема для споров.
- «Теряя перья в этой войне…» В какой войне? С кем вы воюете?
- Любой человек, принявший Путь Воина, всю свою жизнь борется против своих пороков, против своей глупости, против своего страха перед неведомостью Жизни. Для настоящего Воина есть только одна война – внутренняя. Это война за свою душу.
- «Мы остались стоять, мы не приняли тьму». Что такое тьма для вас? Вы её не приняли, а кто принял?
- Тьма – это когда живёшь не своим разумом и сердцем, и не законами Бога, а общественным мнением и инструкциями. Тьма – это когда ты не только глуп, но ещё и гордишься своей глупостью, и в тебе нет даже желания бороться с ней. И эта Тьма в душе даёт силы жить и развиваться внутри человека трём основным демонам, имена которых Страх, Ложь и Воровство. Для меня есть принципиальное отличие между людьми, которое заключается в следующем: есть те, кто живёт под Богом, и есть те, кто живёт сам по себе. Те, кто служат вселенной и Богу, кто идёт Путём Дхармы, и напротив те, кто просто потребляет весь мир в угоду себе. Светлые и Тёмные. И это не имеет никакого отношения к какой-либо религии и принадлежности к ним вовсе. Так вот, я стараюсь всячески избегать в своей жизни любых взаимоотношений со вторыми.
- «Не помня зла, невозможно быть живым». А как же всепрощение? Вы полагаете, что прощение способствует злу? Если так, то почему вы неоднократно давали концерты в местах лишения свободы?
- Помнить и простить – разные вещи, не правда ли? Кто забывает своё тёмное прошлое, свой негативный опыт, тот рискует повторить его снова. Я учусь прощать другим по многим причинам. Первая: я понимаю, что, когда люди делали мне что-либо плохое, зачастую они не могли в тот момент и в тех обстоятельствах поступить по-другому. Это не было их сознательным решением принести мне зло, но они считали себя правыми на тот момент и действовали, исходя из уровня своего разума и подсказки сердца. Второе: я хотел бы, чтоб и мне прощали такие вещи, ибо и я глуп и слаб. Третье: я стараюсь слушаться своего Учителя. Четвёртое: прощение есть путь Любви, и он выше и сильнее справедливости и закона. Мы даём концерты по тюрьмам, ибо там сидят пусть оступившиеся, но такие же люди, как и все. И светлая песня может многое изменить в сердце человека, указать ему на иной путь в жизни.
- «Люди живут, волки их жрут». Среди каких категорий граждан волки встречаются вам чаще всего? Можно ли говорить, что таковые преобладают среди представителей власти?
Я об этом написал в своем стихотворении «Комплекс Лифтера-Гардеробщика»: «И в магазине, в кассе, и в театре, в гардеробе, встречаю ссучную породу из людей, кто сел на свою задницу с руками из неё же, но первым чувствует себя средь королей!» Это внутренний комплекс человека. Дворник он или министр при этом – не имеет значения.
- В вашей песне встречается любопытное словосочетание: «менты и люди». Вряд ли вы имели в виду, что менты – не люди, но всё же картина складывается такая: есть менты и есть все остальные люди. Иными словами, есть народ и есть власть. Но разве власть – не часть народа? Положение дел в России – это, на ваш взгляд, закономерное явление? Или же, напротив, это недоразумение, в силу которого нехорошие люди взяли власть над хорошими?
- Вряд ли стоит напоминать об истории последних 90 лет нашей страны, когда целенаправленно и последовательно уничтожали всю думающую, разумную и совестливую часть людей. Мне трудно будет вам объяснить суть моих слов, ибо вы наверняка, как и большинство, не знакомы с ведическим знанием, но таки: у власти должны стоять кшатрии (воины), а не шудры (люди прикладного труда) и не вайшьи (торговцы). При этом кшатрии должны слушаться советов браманов (духовных Учителей) и должны быть праведны, ибо на них равняется весь народ. Если закон этот нарушается – в государстве будет расцветать безнравственность, преступность и бессовестность. Как итог – государство падёт, население будет захвачено и ассимилировано. Народ исчезнет как исторический факт. Каков артист – такова и публика в зале. Все следуют примеру «главного парня на деревне». Оглянитесь, и всё станет просто и ясно. И это не недоразумение. Довлатов верно сказал: «Все ругают Сталина, но позвольте, кто же написал все эти 40 000 000 доносов?!». Ответ ясен. Как 70 лет страной управляли прачка и сталевар, так и сейчас, насколько я знаю, в Думе обсуждают и принимают законы футболисты, балерины, певцы, артисты, бояре, кто угодно, но только не люди с необходимым образованием. Итог: в государстве анархия, и насилием власти это не исправить. Ещё цитата: «Если я, хирург, начну варить суп, а домработница Дуня начнёт оперировать – начнётся разруха!»
- Пик социальности вашего творчества приходится на 2004 год, на альбом «Рыба, крот и свинья». Почему именно 2004 год? К тому моменту изменилась страна? Или изменились лично вы?
- Группа «Пилот» каждый свой альбом (а их до сей поры мы выпустили 12 номерных пластинок, не считая побочных работ) выпускает как единое цельное произведение, а не компиляцию песен на тему. Каждый альбом – как отдельная книга. И все они посвящены разной тематике. На 2004 год пришлось время решения сделать пластинку по социальной теме. Ни страна, ни обстоятельства тут не причем. Это было просто желание «написать книгу об этом».
- Вы верите в то, что «здесь больше зрячих людей, чем слепых»?
- Я верю в то, что люди по сути своей, в глубине своего сердца – существа добрые. Но отсутствие знания о себе и мире, в котором они оказались, приводит их к страху и, соответственно, защитной реакции, которой является гнев, агрессия. И я верю, что именно Светлые, зрячие духом люди являются двигателем истинного прогресса человечества и что к ним прислушивается сам Бог. А все прочие технические достижения, типа айфонов, автомобилей и прочей бытовой лабуды – всё это лишь бутафория «детской комнаты» для только начинающих познавать этот мир. И это не плохо. Это просто именно детское, незрелое понимание слова «прогресс».
- В интервью вы сказали: «Государство всячески старается сделать из молодёжи тупых и агрессивных отморозков». Каковы средства воспитания тупого поколения? Удаётся ли это государству? Новое поколение – тупее тех, кто родился в 80-х?
- Увы, но мне кажется, что новое поколение хоть и добрее, и более открыто, и более толерантное во многих вопросах, но явно глупее в вопросах глубоких и главных, а потому редко способно произвести в творчестве нечто действительно стоящее. И уровень любого искусства, которое исходит от них, об этом говорит само за себя, будь то музыка, стихи, картины, кино, театр. Такое впечатление, что люди устали разбираться в основополагающих вопросах вселенной и сути явления человека в ней. И решили просто развлекаться, раз им ничего непонятно. И власть, конечно, всячески поддерживает эти начинания (глупым проще управлять) – проштудируйте всю гамму СМИ за неделю (печатные издания, ТВ, радио). Я не смотрю телевизор более 18 лет. Но, когда изредка включаю его на 5 минут в номере гостиницы, убеждаюсь, что содержание остаётся прежним: менты, бандиты, разборки и стрельба, похабные шутки и сиськи на выкат, плюс новости «как везде всё хреново». Всё это похоже на merde, извините меня за мой французский.
- «Ты живешь в стране, где каждый пятый – вор…» Является ли вором каждый, кто получает часть зарплаты в конверте и не платит с неё налоги? Как же быть таким людям? Жить на официальную мелочь?
- Речь идёт не о попытках выжить, а об основах философии жизни людей в целом. Взрослые люди в стране, в огромной своей массе, живут по принципу «Не обманешь, не своруешь – будешь жить плохо!» и этому же учат своих детей, то есть философии вора и лжеца. Яблоко от яблони, знаете ли. И это не значит, что в стране нет честных и порядочных людей. Таковых много, но почти все они живут вдалеке от больших городов, вне истерии наживы и статуса.
- «Здесь считают за подвиг ударить по лицу». Вам не кажется, что этот культ силы, доминирования – характернейшая черта российской власти, начиная от дэпээсника и заканчивая президентом?
- Это комплекс нищего человека, которому в руки досталось богатство (в виде власти или денег – не столь важно). Он к нему не привык. Не знает, что с ним делать. И боится, что это богатство у него отнимут в любую минуту, и он опять станет нищим. Это и есть основная психологическая проблема власти «рабочих и крестьян». Каждый должен заниматься своим делом. Рабочий – работать на заводе, крестьянка – на поле, а царь – царствовать. Но царя нужно растить и воспитывать с детства, в праведности, в понятиях чести, достоинства, верности слову, ответственности перед народом и страной. А нынешняя власть у разумных людей вызывает смех сквозь печальные слёзы, ибо похожа на кучу обездоленных детишек в песочнице, которые дерутся из-за кинутой им игрушки. И это по-человечески понятно: трудное детство, деревянные игрушки, сдача макулатуры…
- «Здесь куплен каждый сантиметр земли». Даже КПРФ не выступает против частной собственности на землю. А вы – выступаете?
- Песня «Королевство», которую вы процитировали, – не о России, а о внутреннем государстве человека, гражданство которого он принимает, когда решает преступить понятия чести ради личной выгоды. Речь идёт о продаже своей души. Я ничего не понимаю в политике, а потому не лезу в неё. Но считаю себя вправе напомнить, что политикой в стране обязаны и должны заниматься те, кто этому учился многие годы, кто изучал историю политики других стран мира, кто обладает соответственным кругозором и широтой мировоззрения, обладает знаниями в данном вопросе, и уж точно прошёл проверку у психотерапевта на предмет личных комплексов. Я – музыкант, моё дело – писать музыку. У меня нет морального права сидеть в Думе и придумывать законы для народа, как нет права оперировать опухоль у того, кто не имеет диплом хирурга.
- Почему, на ваш взгляд, стольким родителям наплевать на своих детей? Виновато ли в этом государство? Что могут сделать родители, чтобы «босоногое детское счастье» не покинуло их ребёнка при взрослении?
- Родителям не наплевать. У них просто нет знания, нет мудрости, которой они могли бы научить детей, дабы дети обрели счастье в своей жизни. И нет у них основы для подтверждения своих «моральных» слов. Дети смотрят на родителей, как на самый близкий и явный пример. Глупо говорить сыночку «не кури», пыхтя в это время папироской. Что бы ты ни говорил ребёнку, он всё равно будет повторять то, что делают его родители. И стоит лишь пару раз словам родителей разойтись с делом, которое они творят сами, тут же в глазах ребенка падает родительский авторитет, и он утверждается во мнении, что его родители просто лжецы и врут ему на каждом шагу. Государство здесь имеет косвенное значение, приведя к такому образу мышления родителей. Но никогда не поздно начать с себя.
- Вы – активный сторонник Гринпис. Прокомментируйте, пожалуйста, претензии экологов к загородным рок-фестивалям, а именно к горам мусора, которые остаются после их проведения (также вспоминается легендарный случай, когда в 2010 году после «Нашествия» фекалии из туалетов слили в реку при ближайшем населённом пункте, превратив жизнь людей в ад).
- Я знаю, что большинство фестивалей таки старается следить за данным аспектом проведения мероприятий. И результаты улучшаются от года к году. Чтобы люди озаботились уборкой за собой мусора, нужно проводить работу по данному вопросу с людьми. За лето я посещаю, как правило, несколько фестивалей по саморазвитию и йоге, и там также присутствуют тысячи людей, но после них не остаётся в лесу никакого мусора. Это вопрос уровня разума. Да, слушатели рок-музыки пока отстают в этом вопросе от йогов, но дело движется. А случай 2010 года нужно рассматривать с точки зрения личного решения человека, который за это непосредственно отвечал. Ну что ж, испортил себе карму, будет болеть необъяснимо и долго.
- Вы читаете лекции о йоге, духовном воспитании, духовной гармонии. При этом крайний альбом «Пилота» – довольно депрессивный. Нет ли в этом противоречия? Быть депрессивным – самый комфортный способ бытия в депрессивной России, сплошной «депрессивной зиме»?
- Курт Воннегут и Вуди Аллен, будучи одними из самых уважаемых мною людей, как-то заметили, что на Земле в наше время разумный человек не может быть оптимистом. Я таки постарался пойти дальше этого и найти светлые стороны жизни. Но порой трудно сохранять веселье, даже если ты говоришь о Свете и Чистоте, но таки стоя по колено в тёмной и вонючей яме, не говоря уже о том, что, находясь в таком месте, нет-нет, да измажешься сам.
- «По шпалам на юга», «транзит в плацкартных вагонах», «сотни тысяч номеров квартир»… Теперь вы уже не тот странник. Когда артист становится звездой, он по определению оказывается «дальше от жизни»?
- Да уж, у меня «квартирников» стало в разы больше с того времени, которое вы имеете в виду. Плацкартный вагон сменился купейным, это верно, но таки и мне сейчас 41 год, а не 20, когда я написал эту песню, и было бы странно, если б я до сих пор, уже будучи известным в стране артистом, также бы ездил в плацкарте чисто из-за романтики вонючих носков, запаха пота и перегара соседей и «вареной курочки с яйцами» (что вовсе не перевариваю, ибо вегетарианец уже 18 лет). Да и вот это - «Братан, мля, а ну-ка сыграй нам чё-нибудь, а? У тебя, зырю, балалайка с собой. Не в падлу?» - как-то не по мне, и, слава Богу, я могу себя от всего этого сейчас оградить. А вот насчёт странствования, скажи мне кто-нибудь 20 лет назад, что только в случае гастролей группы у меня будет более семидесяти авиа-перелётов в год, я бы не поверил. И это не считая поездов и автобусов. Да, я уже не тот странник. Нынче я странник в тринадцатой степени.
- Вы участвовали в фестивале «Рок против наркотиков». Не вызывает ли этот слоган у вас иронию? Ведь слово «рок-н-ролл» и слово «наркотики» крепко сплетены друг с другом в знаменитом лозунге хипповской революции. Не будем говорить о Горшке, возьмём ваши тексты: «Тяжёлой обкуренной улыбкой меня встречает утро…»; «Посидим, задуем, подумаем»; «Утро штрих-кодом рубцов на левой руке подскажет мне…» (сюда же можно отнести и алкогольную тематику: «залпом последний стакан», «в водкой выжженной утробе на углях черти душу мою жарят…»).
- Видите ли, в России на любые обсуждения темы о наркотиках я отвечаю кратко: статья 228 УК РФ, от 4 до 8 лет лишения свободы. И тут более нечего обсуждать. Мы ведь с вами не на кухне сидим да болтаем по душам, верно? Вы таки представитель средств массовой информации.
- Вы с огромным почтением поёте о Питере: "Здесь, если ты не жлоб, тебе позволено всё. Здесь у каждой девчонки королевы лицо. Здесь миллионы идей и тысячи мнений. Здесь все мои друзья, и каждый первый – гений". Как так получилось, что именно из вашего духовного города вышла нынешняя правящая клика? Не стыдно ли, не больно ли за город?
- В таком случае мне должно быть стыдно за всех людей, которые не соответствуют моим понятиям о жизни и которые родились и выросли в Питере. С чего бы? Мне стыдно за себя и будет стыдно за своих детей. За друзей иногда стыдно (редко, слава Богу). Но почему я должен болеть душой за тех, кто сам принял решение жить так, а не иначе? Это их выбор. Я не испытываю к ним ни малейшего родственного чувства, а потому мне за них не стыдно. И город тут не причём. Кстати, в Питере, помимо прочего, совершаются за год тысячи убийств и изнасилований. И по этому поводу мне тоже должно быть стыдно за город? Я не имею к этим людям никакого отношения.
- Как вы считаете, музыкант обязан обличать преступную власть?
- Музыкант, как и любой другой творец, обязан только Богу и своей совести, ибо является проводником энергии гармонии. И уж никак ничего не должен людям. Но, учитывая конкретику вашего вопроса, я бы сказал так: музыка, песни, как и любое иное творчество, – это просто инструменты, которые можно использовать для созидания или донесения того или иного. Преступная власть – это симптоматика, кашель и насморк с температурой. Я же лично с помощью творчества предпочитаю бороться с вирусами, которые вызывают эти симптомы, то есть с внутренними врагами человека, с болезнями разума. Когда я учился в медицинском, я чётко усвоил правило: убей вирус, вызывающий болезнь, и симптомы (кашель, насморк и температура) пройдут сами.