Аргументы Недели. Москва → Общество

Мусульмане хотят мечеть в Новой Москве, но не в Троицке

, 17:23 , Обозреватель отдела Общество

Телеканал «Москва 24» привёл слова председателя Комиссии по взаимодействию с общественными и религиозными организациями Московской городской думы Антона Палеева о том, что «мусульманские организации уже попросили о строительстве в Новой Москве мечети» и что «наиболее подходящим стал участок в районе Троицка». Нельзя сказать, что все жители Новой Москвы встретили эту новость с радостью. «АН» обратились к Палееву за разъяснениями.

- В какой стадии находится процесс?

- Ко мне приходили представители крупных мусульманских общин, которые сказали, что прорабатывают участки в районе Троицка. Прорабатывают эти участки они неспроста. Как вы знаете, несколько попыток построить мечеть в «старой Москве» не увенчались успехом. Сначала это не удавалось на административном уровне. Потом, когда администрация дала согласие, это не удавалось на уровне гражданском – местные жители выступали против, вставали горой. Это общий тренд. Поэтому я высказал другие предложения, как можно помочь мусульманам в Москве. Но они настаивают на выделении отдельного участка.

- Каковы ваши предложения?

- Мусульманская религия не нуждается в особой архитектуре так остро, как православие нуждается в русском зодчестве. Мусульмане (и иудеи) могут совершать религиозные культы в переделанных зданиях. Для этого не нужно проводить общественных слушаний с участием жителей – достаточно согласования с властью. Очень многие страны Европы, где тяжело идут эти процессы, поступают именно так. Мы с вами не можем решать за мусульман, но как эксперт я знаю, что их религия не запрещает этого. Такое здание может выполнять также функцию культурно-образовательного центра, в котором мусульмане нуждаются не меньше, чем в мечети.

- Тогда почему они настаивают именно на мечети? Это попытка обрести большее общественное влияние?

- Не думаю. Люди, готовые выделить немалые деньги на строительство мечети, хотят увековечить своё имя, чтобы оно было на устах единоверцев. Мечеть – знаковая вещь. Интересные архитектурные решения на века. Люди, которые это «пробьют», войдут в историю. Моё предложение они считают компромиссным для себя. Но, кстати, не все. Многие со мной согласны. Однако большинство всё-таки очень рассчитывает получить участок в Новой Москве, поскольку там низкая плотность населения. Говорят: «Если уж здесь нам не разрешают, то там-то разрешат?» К тому же в Новой Москве немало мусульман – порядка 20 тыс. человек.

- Какова позиция мэрии?

- Пока невнятная. Нам её тоже не сообщают. Депутаты далеко не всегда выражают позицию мэрии. Мы являемся оппонентами по многим вопросам: в рамках программы «200 храмов», которая в целом очень хорошая, я открыто поддерживал протестующих. Некоторые участки действительно были выбраны неудачно. Я считаю, лучше выбрать другой участок, чем воевать с собственным населением. Когда это доходило до мэра, он отменял участки. Всего шесть участков нам удалось отменить. В последнее время власть идёт на уступки народным выступлениям, если они носят социальный характер, а не политический.

- Если логика мусульман – построить мечеть на территории с низкой плотностью населения, то, значит, в Троицке строительства не будет?

- Конечно, в Троицке строительства не будет, Боже упаси. Речь идёт о Троицком административном округе.

- Высказывается мнение, что всё это информационный вброс, призванный отвлечь троичан от вырубки леса под строительство транзитной дороги – от Минского шоссе до Калужского. Дескать, так и быть, мечеть строить у вас негде – дорога нужна.

- Нет-нет-нет. Я к дорогам отношения не имею. Это никакой не вброс – была соответствующая встреча. Повторяю: никакого решения нет, есть обсуждение. Мусульмане считают, что у них больше шансов получить участок в Новой Москве, и я с этим согласен. Да, шансов больше, но получится ли у них – не знаю. Если жители Новой Москвы будут выступать против, то не получится.

- Не вступает ли сообщение о возможном строительстве новой мечети в противоречие с пиар-кампанией Собянина, вдруг сосредоточившегося на критике миграции?

- Не вступает. Мэр не против «мусульман вообще». Он против нелегальной миграции. Если депортируют нелегальных мигрантов, то оставшаяся часть мусульман – законная, будем так говорить, – всё равно захочет мечеть. Вне зависимости от того, сколько из Москвы и области выдворят мусульман, оставшиеся будут просить участок для строительства. И от Собянина их желания не зависят.

- В большие праздники, например сегодня, мусульмане специально собираются в большом количестве в одном месте – у центральной мечети на Проспекте Мира. Другие мечети Москвы не заполнены. Стало быть, проблемы скопления людей новая мечеть не решит.

- С этим я согласен. Те, кто привык ходить на Проспект Мира, для кого это стало семейной традицией, - их в Новую Москву не отправишь, здесь ничего сделать нельзя. Но, согласитесь, будет хуже, если из Новой Москвы, когда там всё обустроится (рядом с Троицком, в Ватутинках, строят жильё на 30 тыс. жителей, среди которых непременно окажутся мусульмане), люди станут ездить в мечеть на Проспект Мира.

- А вы предполагаете, что не станут?

- Нет, я этого не предполагаю. Я просто считаю, что есть определённая логика: из года в год мусульмане обращаются с просьбой о строительстве мечети. Не стоит думать, что строительство одной мечети решит все проблемы.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram