Аргументы Недели → Общество № 30(372) от 08.08.2013

Весёлый парень из Баку

, 16:24

Юлий ГУСМАН в шутку сравнивает себя с Леонардо да Винчи. Как и великий итальянец, знаменитый бакинец преуспел во многих сферах. Он стоял у истоков КВН и до сих пор – постоянный член жюри Высшей лиги. Снял любимый несколькими поколениями мюзикл «Не бойся, я с тобой» (1981). В 1982 году вместе с Иосифом Гольдиным провёл первый в истории телемост между СССР и США. В 1987-м основал первую российскую национальную кинопремию «Ника».

Заслуженному деятелю искусств РФ Юлию Гусману 8 августа исполняется 70 лет. Он отмечает его завершением съёмок нового фильма «Не бойся, я с тобой. 1919», премьера которого ожидается осенью.

Ощущаю себя девятиклассником

– Вас пугает цифра «70»?

– Если честно, то ничего весёлого в том, что тебе больше 35, я не вижу, но с этой проблемой пока никто ещё не справился. Кто-то доживает до этой цифры, кто-то нет. Я себя всю жизнь ощущаю девятиклассником.

– Вы – очень эрудированный для девятиклассника.

– Мои эрудиция и начитанность – благодаря моему папе, профессору Соломону Гусману. У нас в семье была огромная библиотека, семь тысяч томов, многие из которых я прочёл в 14 лет. Уже тогда понял, что у хороших людей душа не стареет. Например, мой старший друг Владимир Михайлович Зельдин, к сожалению, сегодня не очень хорошо слышит, но в свои 98 лет он – молодой, у него даже кожа, как у юноши. Со знаменитым художником Борисом Ефимовым я познакомился, когда ему было 104 года. А на вид можно было дать не больше 60.

Мне так жаль, что не дожили до своих юбилеев мои близкие друзья – композитор Леонид Вайнштейн, режиссёр Григорий Гурвич, актёр Саша Абдулов.

До сегодняшнего дня я разговариваю с мамой и папой... Я говорю без пафоса. Если всю жизнь думать: ох, мне уже 25, ах, мне уже 55, жить не стоит.

Всегда найдётся тот, кто поругает

– Почему вы решили сделать ремейк на свой же фильм «Не бойся, я с тобой!» ?

– «Не бойся, я с тобой. 1919» – не ремейк. Это как продолжение «Трёх мушкетёров» Дюма – «20 лет спустя» – сиквел, или новый фильм с теми же героями, с которыми мы познакомились 32 года назад.

Я всегда мечтал собрать всех вместе, вернуться в горы и снова провести три незабываемых месяца в родном Азербайджане, где 150 лет жили мои предки, где я родился и прожил полжизни. Полад Бюль-Бюль Оглы, ныне Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Азербайджан в России, вновь сыграет главную роль музыканта и певца Теймура, ставшего известным композитором и членом первого парламента. Впервые вы увидите в картине его дочь красавицу Лейлу, она и по фильму его дочь.

– А что значит 1919?

– 1919 – значимая дата в жизни Азербайджана и всего Кавказа. Это время первой демократической республики на Востоке, которая просуществовала совсем недолго. Приключения наших героев и разворачиваются на этом историческом фоне.

– Вы снимали картину там же?

– В районе Илису, что на границе Азербайджана с Грузией, я не был с момента окончания съёмок «Не бойся, я с тобой». И конечно, не узнал те места. Теперь Илису больше похож на швейцарский горный курорт. От старой полуразбитой советской дороги с редкими лампочками у чайханы не осталось и следа. Сегодня сюда ведёт настоящая автострада. С трудом нашли место для съёмок только на границе с Грузией.

– Тяжело было собрать старую гвардию?

– Что это была за встреча! Лев Дуров (Сан Саныч), Мухтарбек Кантемиров (Рустам), Полад Бюль-Бюль Оглы (Теймур). К ним присоединились Эдгар Запашный (ученик Сан Саныча), Михаил Ефремов и другие звёзды. Главную роль молодого героя Фархада исполнил победитель «Евровидения-2011» азербайджанский певец Эльдар Гасымов. Главную отрицательную роль замечательно сыграл Бахрам Багирзаде, в прошлом известный кавээнщик из команды «Парни из Баку».

– Вам не обидно, что могут написать, что зря, мол, он затеял это продолжение... Первый фильм всё равно не переплюнуть.

– Наш новый фильм пока никто не видел, да и всегда найдётся тот, кто поругает. Конечно, нельзя войти в одну воду дважды. Сценарий «Не бойся, я с тобой» был написан великими драматургами Юлием Дунским и Валерием Фридом. Полад Бюль-Бюль Оглы сочинил тогда шикарный мюзикл с десятком замечательных музыкальных номеров. Но я уверен, тех, кто любит наш первый фильм, новая добрая весёлая история не оставит равнодушными. Несмотря на возраст (а кое-кому за 80), наши герои сражаются, скачут на лошадях, фехтуют, но, к счастью, как полагается в хорошем приключенческом кино, никто не гибнет до конца.

– Не хотели снять драму?

– Никогда не хотел снимать драму, артхаус и нуар. Я был худруком двух театров в Азербайджане, поставил много музыкальных спектаклей по всей стране, в Америке, Японии, снял добрый десяток фильмов. Но всегда старался радовать зрителей. Так и не научился снимать серьёзное фестивальное кино: всерьёз пускать кровушку, всерьёз раздевать, всерьёз страдать. Я очень не люблю, когда действие происходит – то в онкодиспансере, то в морге, то на кладбище. Жизнь и так порою очень тяжела. Мне всегда хотелось делать людей чуть радостнее и счастливее. Согласитесь, ведь и комедии Шекспира не уступают его высоким трагедиям.

Готовлюсь к 100-летию Зельдина

– Кто вас поразил в последнее время?

– Владимир Михайлович Зельдин, с которым поставил два спектакля в Театре Российской армии. 11 лет назад я встретил его в Анапе на фестивале «Киношок». Шёл на завтрак с больной головой по пляжу, и вдруг вижу – из моря выходит красивый, мускулистый, слегка лысоватый атлет, подходит ко мне. Ба, да это же Зельдин! И вдруг он с грустью мне говорит: «Знаешь, Юлик, мне иногда дают разные грамоты, но я давно не играю на большой сцене». И я вспомнил про американский мюзикл «Человек из Ламанчи», который ставил в Бакинском театре музкомедии. Зельдин, как студент, работал над ролью Дон Кихота, разучивал музыкальные номера. Никто, кроме его жены Иветты и моей семьи, не верил в успех. Все друзья ругали меня: «Это же живые мощи, 88 лет! Зачем тебе?!» Правда, когда спектакль был почти готов и в воздухе по-хорошему запахло сенсацией, пошли другие разговоры. «Как всегда, хитрый Гусман всё просчитал заранее!»

С тех пор мы сыграли «Человека из Ламанчи» больше 150 раз, зал всегда переполнен. Зельдин получил за этот спектакль Госпремию, Высший Орден Испании. К 95-летию Владимира Михайловича мы с Исааком Фридбергом написали пьесу «Танцы с учителем» – о том, как пожилой актёр хочет поставить самый успешный спектакль своей молодости – «Учитель танцев» Лопе де Вега и только силой своего таланта убеждает молодых коллег участвовать в этой работе. Вы не поверите, мы уже начали работать над сценарием юбилейного представления к 100-летию Зельдина.

– А вы работали когда-нибудь по своей прямой специальности?

– Я, как старший сын, должен был унаследовать профессию своего отца, а он был гениальным врачом, служил в больнице, как в церкви. Я закончил мединститут, написал диссертацию. Психиатрия помогает мне лучше разбираться в людях и делю их на два основные типа: те, кто бьют в одну точку и становятся великими в какой-то одной области, и те, которым интересно абсолютно всё. Из них тоже получаются гении, как, например, Леонардо да Винчи – он и картины писал, и вертолёт изобретал, и код шифровальный. Вот и я такой же, простите за сравнение. У меня в своё время было 12 спортивных разрядов, но это не значит, что я – большой спортсмен, просто я два месяца боксировал, три месяца грёб, но всю жизнь занимался теннисом и карате. Жизнь коротка, и, как говорится, нужно посетить 100 самых лучших мест на планете, прежде чем умрёшь.

А зачем нам расти до «Оскара»?

– 27 лет назад вы создали кинопремию «Ника». Затем Никита Михалков учредил «Золотого орла». Вы в контрах?

– «Ника» существовала задолго до «Орла». Потом пришёл к власти Никита Сергеевич, посчитал необходимым собрать под своей десницей всё кинематографическое богатство, но не получилось. Скопировал всё, что мы делали, добавил что-то своё, назвал «Орлом». И тут и там участвуют практически одни и те же фильмы, голосуют в основном одни и те же академики. «Ника» – структура независимая, вне политики и власти, придумана для счастья и радости товарищей по профессии. Это – первая награда в стране, которую вручал не ЦК партии, не спорткомитет, не Совмин, не профсоюзы, а профессионалы — своим коллегам.

– Говорят, что хитрый Гусман специально предложил избрать Андрея Кончаловского новым президентом «Ники»…

– За Андрея Сергеевича проголосовали 410 из 459 киноакадемиков. Нашлись, конечно, отдельные глупые рты, которые кричали, что его избрали в пику брату. Это очевидная глупость. Как можно кого-то специально избрать? Кончаловский – великий режиссёр с мировым именем. Для нас большая честь, что он принял предложение стать президентом первой российской Киноакадемии. К слову, Андрей Сергеевич – один из первых лауреатов «Ники», получил статуэтку за «Курочку Рябу» – лучший игровой фильм 1994 года.

– «Ника» может дорасти до «Оскара»?

– Не может и не должна. Как и нашему кинематографу не нужно тянуться до американского, как наши «жигули» не могут дорасти до «кадиллака». Ничего в этом плохого нет, не нужно нам ничего слепо копировать. У «Оскара» – 84-летняя история, его бюджеты и размах нам может только сниться. В первых рядах на церемонии сидят сплошь мировые звёзды! Квентин Тарантино с Томом Крузом, а рядом Шварценеггер с Джоди Фостер. С таким зрительным залом вообще можно никакого шоу на сцене не устраивать.

– Вас часто можно увидеть на ток-шоу...

– Только на тех, где я, надеюсь, могу кому-то помочь, кого-то защитить. Например, тех же гастарбайтеров. То, что мы делаем с этими людьми, вызывает у меня возмущение. Ещё вчера они были братьями, сегодня они – чучмеки. Вчера они жили рядом с нами, а сегодня для них строят контрационные лагеря. Я сам вырос на окраине страны, в братской республике. Я живу в доме на улице Удальцова, во дворе работают не знаю кто – таджики или узбеки. Каждое утро смотрю – эти молодые ребята вовсю метут, убирают. Они вкалывают, получают копейки, живут в скотских условиях, да ещё умудряются что-то посылать домой. Нам надо сказать им «спасибо», идти к ним с учебниками, с социальной помощью, адаптацией, как это пытаются делать во всех цивилизованных странах.

– В передаче «Исторический процесс» вы так рьяно отстаивали права секс-меньшинств и даже прицепили на себя бумажку со словом из трёх букв, почему?

– Я прикрепил слово «гей» по примеру датского короля, который надел на себя жёлтую звезду во время гонений на евреев. Да, совсем не обязательно устраивать гей-парады и легализовать однополые браки, но чморить и унижать людей за то, что они по-другому ласкаются, – бред сумасшедшего. В этом я вижу гигантскую фальшь и цинизм общества. Все знают, что у нас на эстраде, к примеру, яблоку негде упасть – попадёшь в гея. А сколько их во властных структурах! Все знают, что люди нетрадиционной ориентации имеют фиктивных жён, мужей, детей. Геи были, есть и будут, так их природа создала, и они имеют те же права, как и все другие люди на земле.

– Вы считаете себя свободным человеком?

– Я вырос в коммуналке, в старом доме 1899 года постройки, с общим холодным санузлом. С тех пор я очень полюбил то, что называется «удобствами», то, чего были лишены мои родители. Мне кажется, наши люди так мало говорят о свободе, потому что они до сих пор не пресытились нормальной человеческой жизнью. Я помню своё потрясение, когда впервые увидел сигареты с фильтром и дезодорант. Я даже представить не мог, что на свете существует 150 тысяч сортов колбасы. Это не стыдно – жить не в скотских условиях.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram