Петербургские чиновники решили перенять опыт московских коллег в борьбе с пробками в историческом центре. Согласно озвученной концепции развития парковок в центре Северной столицы планируется организовать 65 тысяч парковочных мест. Концепция вызвала споры среди специалистов, и её решили обсудить с горожанами.
На заседании Совета по инвестициям при петербургском правительстве была озвучена идея организации платных парковочных мест в центре города. Генеральный директор СПбГБУ «Центр транспортного планирования Петербурга» Рубен Тертерян сообщил, что, согласно концепции, за два года планируется оборудовать в центральной планировочной зоне города более 50 тыс. парковочных мест. Определена и базовая плата – 50 руб. в час, а средняя заполняемость планируется 65%. В центре города для реализации концепции предусмотрены 4 основные зоны, где оплата будет варьироваться от базовой с разным разбросом увеличения. С 2014 года в Центральном районе предполагается создать около 20 тыс. парковок, с 2015 года – в плане Адмиралтейский район с 15 тыс. парковок, Василеостровский район с 15 тыс. парковок и столько же в Петроградском районе. Подсчёты специалисты проводили исходя из ёмкости геометрического пространства, которая была зафиксирована в ходе исследований и замеров.
По словам Тертеряна, на реализацию проекта потребуется 4,9 млрд. руб. инвестиций. Предполагается, что для воплощения в жизнь концепции будет организовано государственно-частное партнёрство. В случае успеха проекта уже через пять лет он окупится, и город сможет дополнительно зарабатывать до 15 млрд. руб. ежегодно.
Согласно исследованиям, проводимым центром в Санкт-Петербурге, на тысячу горожан приходится уже 300 автомобилей, а объём перевозок общественным транспортом неуклонно сокращается, спрос на парковки превышает предложение в полтора раза. Более того, по прогнозам, в 2020 г. на 1000 петербуржцев будет приходиться 380 авто. Уже сейчас даже 51% учащихся города – студентов и аспирантов – уже пересели на автомобили, при этом нуждаются в 4–6 часах парковки машины ежедневно.
Припаркованные вдоль улиц автомобили уменьшают эффективную ширину проезжей части. Это снижает пропускную способность улиц в среднем на 25–30%. Особенно это касается тех машин, которые больше 4 часов стоят на одном месте. Это в основном люди, которые приехали утром на работу и вечером едут домой. Из-за них те, кто приезжает в центр на короткое время, не могут припарковаться. Как утверждает Тертерян, это приводит к потере около 2 тыс. человеко-дней в сутки – люди в среднем от 7 до 12 минут вынуждены ездить кругами по кварталу в поисках свободного места. «Мы стремимся к тому, чтобы те, кто использует автомобиль лишь для поездки на работу и обратно, пересели на общественный транспорт», – поясняет специалист.
Чтобы ещё более мотивировать автовладельцев к решению вопроса о целесообразности использования личного транспорта, авторы проекта предлагают ввести дифференцированную систему тарифов в зависимости от длительности парковки. Например, на первые два часа тариф будет базовым, а потом начнёт повышаться, причём серьёзно. Так, через 4 часа он может повыситься до 350 руб. за час, то есть станет, по сути, запретительным. Мысль проста: движущийся автомобиль меньше затрудняет дорожную обстановку, чем стоящий, и при новом подходе легче жить станет тем, кто приезжает в центр в театры, музеи, магазины и разного рода организации на короткое время. Таких людей гораздо больше, чем тех, кто ездит только на работу и обратно.
Предполагается, что платные парковки, впрочем, не будут действовать круглые сутки, а только в рабочее время, например с 9 утра до 19 вечера. А с 19 часов до 9 утра парковка вообще будет бесплатной. Но это тоже будет определено позже. Как и тарифная сетка, и размер штрафов. Авторы концепции предлагают сделать средний штраф 2,5 тыс. рублей. Окончательно финансовые параметры, наверное, будут утверждаться распоряжением правительства или законом Петербурга. Для тех, кому положены льготы, тарифы будут, конечно, снижены.
Впрочем, есть и те, кто не приветствует подобную инициативу. Точнее, предлагают более радикальные меры. Глава Комитета по государственному использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга Александр Макаров выразил сомнение, что в центральной части города необходимо до 15–20 тыс. парковочных мест. По мнению Макарова, наоборот, следует ограничить въезд автотранспорта, в том числе и личного, в исторический центр города, а парковки «приемлемы на стыках города и пригородов».
Есть разночтения и в системе начисления платы и штрафов. В Москве – это специальный транспорт, который считывает номера машин, теряясь при обнаружении пакета на номере. Другой вариант – камеры наружного наблюдения. Но и у них есть свои минусы – их придётся чистить после выпадения даже лёгкого снежка.
В итоге было принято решение о проведении обсуждения проекта концепции в более широком кругу специалистов и заинтересованных граждан. Губернатор Петербурга отметил, что необходимо «сделать так, чтобы жители тоже смогли обсудить концепцию». Предполагается, что обсуждение продлится два месяца – с горожанами и экспертным сообществом, предложения аккумулируются в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры, ну а затем с их учётом концепция будет вынесена на заседание городского правительства.