УФМС по Петербургу и Ленобласти подвело итоги первого полугодия 2013 года. За шесть месяцев в Санкт-Петербурге и Ленобласти было оформлено 149 тыс. разрешений на работу для иностранных граждан. При этом 143 тыс. мигрантов, приехавших из республик бывшего СССР, не нуждались в визе.
Приезжие по квоте
Главным механизмом по упорядочению числа приезжающих мигрантов является так называемое квотирование рабочих мест. По схеме, которая действует, а точнее должна действовать, работодатели создают пул заявок потребностей в иностранных рабочих руках, эти данные затем аккумулируются в ФМС, и ежегодно выдаётся квота на каждый регион по потенциальному количеству необходимых мигрантов.
Но даже простой подсчёт официальных цифр говорит о разбалансированности системы – дебет просто не сходится с кредитом. По итогам прошлых лет квоты ни разу не были выбраны на 100 процентов. И с каждым годом эти квоты постоянно сокращаются. Так, в 2012 году в Петербурге было заявлено о потребности 166 тыс. мигрантов. В нынешнем – это уже менее 157 тысяч.
Неразумность сохранения квотирования рабочих мест для мигрантов уже не раз высказывалась специалистами. Совсем недавно глава ФМС Константин Ромодановский предлагал механизм квотирования вовсе ликвидировать, а вместо него установить долю иностранных мигрантов, которых будут привлекать на работу в РФ. Впрочем, в Министерстве труда придерживаются иного мнения. Руководитель УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Елена Дунаева ещё несколько лет назад в разговоре с корреспондентом АН тоже говорила о том, что «постепенно система квотирования будет отмирать», хотя призналась, что этот процесс не будет сиюминутным.
Что же можно предложить взамен? Господин Ромодановский предлагает новую формулу, которая, в общем-то, ничем не отличается от квотирования: «Мы не должны изобретать велосипед, а должны воспользоваться опытом стран Евросоюза, когда вывешивается законодательно закреплённый механизм вакансий. Вакансии занимаются сначала гражданами субъекта, через месяц занимаются, к примеру, гражданами Российской Федерации, а через два месяца, если они не заняты, такую возможность получают уже иностранцы».
Не привившиеся ценности
В последние годы городская администрация работала в русле адаптации трудовых мигрантов: создавались доходные дома для размещения мигрантов, проходило обучение их русскому языку и культурным традициям. Выступивший на совещании в УФМС губернатор города Георгий Полтавченко фактически признался, что эти меры не очень-то сработали: «К сожалению, принимаемые нами усилия по адаптации иностранных граждан не всегда были эффективными. Многие петербуржцы подчас справедливо недовольны их поведением, а иногда и внешним видом. Мы должны дать возможность мигрантам адаптироваться, но этим людям следует соблюдать общепринятые правила, а тех, кто не будет придерживаться таких требований, мы должны либо заставить это делать, либо проживать в нашем городе такие люди не должны», – пояснил градоначальник.
На деле, с точки зрения градоначальника, следует приглашать на работу в город мигрантов по специальностям, которые востребованы в городе, а не всех желающих заниматься неизвестно чем и неизвестно как.
Из аэропорта – на биржу
Глава УФМС Елена Дунаева рассказывает об ином новшестве: «В аэропорту «Пулково» скоро появится зона иммиграционного контроля. Делается это для того, чтобы «иностранный гражданин, вступая на нашу землю, попадал в поле зрения не каких-то случайных структур, которые хотят на этом нажиться, а к компетентным органам, которые могли бы приезжему показать, как и где можно оформить документы». Это петербургское ноу-хау, и такого нет пока нигде в России. До конца августа работа миграционной зоны будет запущена.
Ещё одна идея – создание биржи труда для мигрантов. Этот проект вынашивается в Петербурге уже несколько лет. Был даже запущен интернет-портал «sms биржа труда», но проработал он меньше года. Да и в целом нынешнее трудовое законодательство это не позволяет сделать. Тем не менее об этой инициативе вновь напомнил заместитель прокурора Санкт-Петербурга Игорь Резонов. По его словам, необходимо разобраться с «рабовладельческим бизнесом» посредством такой биржи, чтобы «спрос и предложение совпадали». Он предлагает начать с создания в Петербурге единой государственной аутсорсинговой компании в ЖКХ. Елена Дунаева поддерживает данную идею. Она поделилась с «АН» своими доводами: «Не секрет, что многие мигранты приезжают просто на авось. А для любого человека, даже приехавшего из другого города нашей страны, требуется получить необходимую информацию о вакансиях, помощь в подготовке документов».
Виновники проблемы
На самом деле этот последний аргумент и есть главная проблема трудовой миграции, в частности нелегальной. Работодателям выгодны серые схемы найма на работу. На стройках это совсем просто. Кругом забор, трудовые мигранты живут прямо на объекте: кто ж их выявит? Косвенно это подтверждают и в УФМС: «Мы стараемся максимально сократить количество плановых проверок и увеличить – внеплановых. Когда сотрудники ведомства приезжают, например, на стройку, заранее известив об этом, мы находим нарушения миграционного законодательства лишь в 2% случаев. А когда внезапно – в 80% случаев. Разумеется, предприниматели, узнав о нашем приезде, всех нелегалов прячут». Мигранты работают и на правительственных объектах, и православные храмы возводят, но когда местному рабочему нужно платить в два раза больше, чем приезжему, то, даже несмотря на штрафы, взятки и откаты, иностранец оказывается выгодней, и уж тем более если это нелегал.
Немало претензий можно предъявить и к самим сотрудникам ФМС, ведь значительное число приезжих попросту имеют российские паспорта или регистрацию. Кто и на основании чего их выдаёт? Если миграционной службе во время очередного рейда проверить не только разрешение на работу и регистрацию, но и взглянуть на штампы места такой регистрации или места выдачи «паспорта» гражданина РФ, то ревизоры могли бы узнать «много нового» о деятельности тех же паспортных столов. А разве местные участковые не знают те дома, квартиры и нежилые помещения, где фиксируется массовое скопление мигрантов?
Нелегалы государственного уровня
По данным УФМС, в Петербурге постоянно трудится 300– 400 тысяч законных мигрантов. Ещё около 250 тысяч – нелегалы. По данным за первое полугодие 2013 года в Петербург въехало более миллиона иностранцев, а вот уехало на 53 тысячи меньше. Эти «потерявшиеся» и вызывают озабоченность у миграционной службы – это потенциальные нелегалы. Впрочем, ещё большую озабоченность выказал чуть ранее спикер Законодательного собрания Петербурга Вячеслав Макаров. По его данным, нелегальных мигрантов в городе ещё больше – 1 миллион.
Ну и ещё немного подсчётов. Губернатор Петербурга сообщил, что количество преступлений, совершённых мигрантами, за первое полугодие 2013 года «выросло на 49%» по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Цифры серьёзные. Но вот здесь стоит посоветовать губернатору быть поаккуратней со статистикой. По словам Дунаевой, количество преступлений, совершённых иностранными гражданами, выросло, но в общей сумме преступлений, зафиксированных в городе, это «всё равно менее 5%». Тогда как в абсолюте число иностранцев в Петербурге порядка 15 процентов, а если учитывать нелегалов по максимуму, то до четверти городского населения. Так что на выходе получается, что скорее нам, жителям города, надо дотягиваться до уровня приезжих. Другое дело, что преступников и своих хватает, зачем же нам ещё? Но на этот вопрос должны ответить правоохранительные органы.
Идея введения визового режима тоже стоит на повестке дня. Но визы вряд ли решат проблему, да и вряд ли эта идея будет реализована. Просто мы станем всё чаще сталкиваться с иностранными «россиянами», имеющими паспорта и гражданство, полученные мошенническим путём. Затраты, конечно, несколько возрастут, но работодателям – рабообладателям это будет всё равно выгодно. Не забудем и то, что у РФ есть различные геополитические интересы в тех же среднеазиатских странах. Самим руководителям этих государств тоже выгодно отправлять мигрантов в Россию. Это прежде всего экономическая составляющая – сборы с денежных переводов, рост покупательской способности местных жителей. Есть и политический резон: ведь в Россию уезжают самые активные, а значит, некому будет устраивать очередную разноцветную революцию.
И ещё. Теперь в России ставят на учёт приезжих, которые здесь находятся 11 месяцев и больше. Они не только добавили количество петербуржцев, доведя численность жителей города до 5 млн. и более, но и вполне могут «правильно» голосовать на выборах…
Справка
По данным УФМС, в первом полугодии 2013 года в Петербурге и Ленобласти поставлено на учёт 792 тыс. человек, снято 306 тысяч.
Оформлено 149 тыс. разрешений на работу, что на 16 тыс. больше, чем за тот же период предыдущего года. Квоты: Петербург – 156,7 тыс.; Ленобласть – 57,6 тысяч. Квоты выбраны: 546,8 и 34% соответственно.
Из них: граждане Узбекистана (102 тыс.), Таджикистана (27 тыс.). Из Молдовы и Украины приехали 8,7 и 8,3 тыс. рабочих соответственно, из Киргизии – 4,3 тысячи.
Из стран с визовым режимом в Петербург больше всего приехало граждан Турции (1600), Китая (1 тысяча), КНДР (530 человек), Вьетнама (170 человек), Индии (120 человек).
47% прибывших мигрантов работают в сфере услуг (в том числе ЖКХ), 15% – в строительстве, 11% – в торговле, 5,5% – транспорт и связь. Как высококвалифицированные специалисты разрешение на работу получили всего 352 человека.
За первую половину 2013 года региональное УФМС направило 12 тыс. представлений о закрытии въезда для иностранных граждан, нарушивших порядок пребывания в стране или другие законы РФ. Депортировано 75 мигрантов, выдворено (за пределы регионов) 970 человек. У 896 человек были обнаружены поддельные документы, уголовных наказаний – 0.
За 6 месяцев было взыскано административных штрафов на сумму 90 312,2 рубля.