Президент России Владимир Путин поручил правительству разобраться с ростом инфляции и тарифов, и оно решило проверить обоснованность роста тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и правильность расчета себестоимости.
Вице-премьер Аркадий Дворкович дал поручение проверить затраты госмонополии на топливо и электроэнергию, которые в 2012 составили около 200 миллиардов рублей. Решение о проверке было принято на совещании у Дворковича по долгосрочным механизмам ограничения цен на железнодорожные перевозки грузов, поскольку, по данным газеты «Коммерсантъ», несмотря на регулярные прямые госдотации, тарифы железнодорожной монополии выросли с начала 2008 года на 75,5%, в то время как инфляция приросла только на 45,1%. При этом прибыль ОАО РЖД в 2012 году упала на 54%.
Участники совещания решили, что это совершенно неприемлемо, поскольку в соответствии с указаниями президента, рост тарифов не должен быть выше темпов инфляции. ОАО РЖД уже обещало, что прирост тарифов на железнодорожные перевозки составит не более 7%, как инфляция, но обещания не сдержали. В правительстве предложили госмонополии разработать план оптимизации инфраструктуры и снизить издержки, стремясь так перестроить отрасль, чтобы затраты снижались, а не росли из года в год.
По поручению вице-премьера проверку проведут ФАС, ФСТ, Минэнерго, Минэкономики и Минтранс, они проверят затраты ОАО РЖД в 2011-2013 годах на дизельное топливо, в том числе в сравнении со среднерыночными ценами, и проанализируют структуру поставщиков.
Замминистра экономического развития Андрей Клепач ранее говорил, что на реорганизацию нормативной базы в связи с введением единого тарифа на железнодорожные перевозки в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана понадобится год.