«Между прочим, в соседнем районе жених украл члена партии!» – все помнят эту знаменитую фразу, произнесённую «абреком» Юрием Никулиным в комедии «Кавказская пленница». Дескать, сейчас возможен полный беспредел – обижают уже не только простых студенток, комсомолок, спортсменок и, наконец, просто красавиц, но даже членов КПСС. Кто бы мог подумать, что и в наши дни такой расклад будет всё ещё актуален, причём не где-нибудь, а на главной сцене страны.
В последнее время в Большом театре ни дня не обходится без нового скандала. Первого июля театр покинули премьер Н. Цискаридзе и его ученица А. Воронцова – гражданская жена П. Дмитриченко, арестованного по делу о нападении на С. Филина. Казалось бы, хоть на время страсти, раздирающие театр, должны успокоиться, но не тут-то было. Буквально через неделю – 8 июля – стало известно, что вслед за ними Большой покидает и его директор А. Иксанов.Новым руководителемтеатра назначен В. Урин, директор Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Для многих такая рокировка явилась полной неожиданностью, хотя разговоры об увольнении А. Иксанова ходили очень давно. Кое-кто даже счёл эту отставку местью пресловутого «голубого лобби» за увольнение Н. Цискаридзе. Однако претензий к директору было много со всех сторон. Тучи над ним сгустились после нападения на художественного руководителя балета С. Филина. По некоторым сведениям, на следующий день после кислотной атаки на случившееся очень резко отреагировала зампред правительства Ольга Голодец. Говорят, тогда впервые и прозвучала фамилия В. Урина в качестве сменщика А. Иксанова. Так что эксперты, знакомые с ситуацией, не удивились такому выбору. Удивление вызвала лишь дата рокировки. Создалось впечатление, что акция проводилась второпях – директора можно было бы заменить после окончания сезона. Однако у спешки есть свои объяснения.
Недавно в Большом случилась очередная «беда» – начались репетиции знаменитого балета «Онегин» английского хореографа Джона Крэнко (скончался в 1973 году). Проблем и трений в театре хватало и без того, а тут ещё нервная подготовка к важной премьере, распределение ролей и составов. Причём этим в основном занималось не «родное» начальство, а канадец Рид Андерсон – многолетний художественный руководитель немецкого Штутгартского балета.
Всё дело в том, что впервые «Онегин» был поставлен в Штутгарте в 1965 году. Сейчас спектакль является признанным шедевром. Для его постановки любой театр должен получить специальное разрешение правопреемников Д. Крэнко. Это удаётся немногим. В своё время огромные усилия, для того чтобы «Онегина» можно было показать в Большом, приложил С. Филин. Переговоры об этом шли несколько лет. Обязательным условием для постановки балета является то, что отбором артистов для спектакля занимается именно Штутгарт. Никто не имеет права вмешиваться в процесс – иначе балет могут вообще запретить к постановке.
И тут, как говорится, нашла коса на камень. На роль Татьяны претендовала знаменитая прима-балерина Светлана Захарова. Причём она хотела танцевать именно в первый день премьеры. Но руководитель постановочной группы Р. Андерсон, проводивший кастинг, сначала вообще её не отобрал. Последовали длительные подковёрные переговоры, в ходе которых его удалось «уломать» поставить С. Захарову на второй спектакль. Первый достался молодой балерине, новой восходящей звезде Ольге Смирновой (21 год). Но приму это не устроило. А. Иксанов, несмотря на личную просьбу С. Захаровой, от решения проблемы самоустранился. Однако г-н директор и г-н Андерсон, отвергнув настоящую «комсомолку, спортсменку и просто красавицу», не учли одного – Захарова член партии!
К тому же, не рядовой партиец. Она была депутатом Госдумы от «Единой России» пятого созыва, членом комитета по культуре. В 2010 г. входила в Совет при президенте по культуре и искусству. Словом, человек влиятельный. Светлана Юрьевна не стала устраивать публичные разборки в прессе, а просто отключила телефон и уехала в солнечную Испанию. Затем в субботу 6 июля она объявилась на открытии XXVII Всемирной летней Универсиады в Казани, где с другими уважаемыми людьми несла флаг Международной федерации университетского спорта. Стоит напомнить, что в тот день в Казани был президент В. Путин и другие видные государственные деятели. Встречался ли кто-нибудь из них с опальной примой, науке, как говорится, неизвестно. Но уже в понедельник, 8 июля, г-н Иксанов был вызван в Министерство культуры, где его поблагодарили за работу и попросили забрать личные вещи из кабинета в Большом. Похоже, скандал с «Онегиным» стал именно той последней каплей, которая и переполнила чашу властного терпения.
Судьба г-на Андерсона и балета «Онегин» выглядит более радужно. На момент написания статьи премьера не отменена. Однако немцам, англичанам и прочим канадцам не стоит забывать о том, что в России балет намного больше, чем балет. У нас за него и ноги повыдёргивать могут. Увы, это не преувеличение.
P.S. Кстати, чуть не забыли. Ровно десять лет назад, в 2003 году, в съёмках балета «Дочь фараона» должна была принять участие главная на тот момент прима-балерина театра Нина Ананиашвили. Однако её вытеснила молодая С. Захарова. Так что сейчас история сделала всего лишь очередной виток.