Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 25(367) от 04.07.2013

От первого лица

Интеграция и предел терпению

, 18:22

Бесконтрольная миграция – одна из самых обсуждаемых тем в современном российском обществе. С одной стороны, граждане имеют конституционно закреплённое право передвигаться по своей стране. С другой – мигранты из регионов не всегда могут адаптироваться к новым условиям жизни, создавая проблемы и себе, и окружающим. Возможность высказаться на эту тему «НА» предоставил генеральному директору Центра этнополитических исследований Эмилю ПАИНУ и лидеру движения «Русские» Дмитрию ДЁМУШКИНУ.

Эмиль Паин: Проблема этнической миграции, безусловно, сегодня выходит на первое место.

– В феврале нынешнего года Фонд «Общественное мнение» провёл опрос среди жителей столицы. Оказалось, что миграция и приезжие, которые здесь осели, занимают первое место среди проблем, которые мешают жить москвичам. Я живу в заурядном московском спальном районе и представить себе не могу, чтобы приезжие столь существенно влияли на мою жизнь. В ряду тех проблем, с которыми я сталкиваюсь ежедневно, – проблема мигрантов у меня не займёт и сотого места. На мой взгляд, в том, что миграционная проблема, особенно касательно этнических мигрантов, выглядит столь значимой для жителей Москвы и других крупнейших городов, есть признак некой болезни. Это довольно известное в социологии явление, когда реальные проблемы по каким-то причинам не освещаются в человеческом сознании и заменяются какими-то иными.

Так или иначе, проблема этнической миграции, безусловно, сегодня выходит на первое место. Я думаю, здесь дело не только в психологическом состоянии принимающей стороны. Существуют проблемы, связанные с отсутствием для мигрантов возможности интегрироваться в обществе, – для этого должен быть высокий уровень национально-государственной идентификации, национально-государственной сплочённости и доверия, чего в России нет.

Всё очевиднее становится несоответствие между Стратегией государственной национальной политики и жизнью. Стратегия – это бумажный материал, который всё дальше отходит от реальной проблематики. Эклектический документ, в котором сопряжена концепция гражданской нации с особой цивилизацией. Это скрещивание коня с трепетной ланью будет иметь негативные последствия: на местах каждый желающий будет использовать своё понимание этой концепции. Уверен, что гражданскую идею выбросят, поскольку она абсолютно непонятна подавляющему большинству местных руководителей и населению в целом. Так что даже те позитивные зёрна, которые теоретически были заложены в документ, не сыграют свою роль. Практические же мероприятия, которые проводит Минрегион в этой сфере, например создание Центров толерантности, обучающих граждан основам разных культур, вряд ли будут содействовать решению проблемы, поскольку истоками нетолерантности является не недостаток знаний о другой культуре. Никогда ещё такого рода просвещение не уберегало страны от конфликтов. Даже те, в которых толерантность возводилась в принцип государственной веры и основы госполитики. При тех или иных обстоятельствах и в Нидерландах, и в Швеции – странах, одними из первых включивших концепцию мультикультурализма в Конституцию, – вспыхивали межэтнические конфликты, несмотря на все усилия познакомить принимающее общество с чужими культурами. Это абстрактная, совершенно непроверенная, никем не доказанная идея сегодня проводится в жизнь министерством. На это выделены немалые деньги, и нет уверенности в том, что их нельзя было бы потратить с большей пользой на явления совершенно очевидные. В частности, на создание условий для большего освоения и знания русского языка пришлым населением, на создание новых методик по культурной адаптации и так далее.

Дмитрий Дёмушкин: Русский народ терпелив, но любому терпению есть предел.

– Русских националистов волнует тенденция неконтролируемого переселения граждан с одних территорий России на другие. Нас не устраивает миграционная политика в сегодняшней России, когда миллионы мигрантов законным и незаконным способами оказываются на территориях, где занимаются демпингом рабочих мест, значительно повышают уровень преступности, что приводит ещё и к исламизации исконно славянских территорий. С этими проблемами мы боремся, и они нас не устраивают как коренных жителей.

Из-за этого происходят все межнациональные и межэтнические проблемы и столкновения. Это беда не русского народа, который очень терпелив, я считаю. Это, собственно, даже не беда, а естественная реакция любого народа. Если вы попробуете в Карачаево-Черкесии построить узбекскую деревню, то получите всё те же проблемы и межнациональные столкновения, причём гораздо скорее, чем в любом районе, населённом русскими. Происходит абсолютно естественная реакция, и эти процессы нас волнуют.

У нас нет личных претензий ни к каким отдельным выходцам из других регионов: самого по себе человека ни в чём обвинить нельзя, он может быть личностно даже лучше меня или ещё кого-то. Но тем не менее такие тенденции нас не устраивают, и мы с ними боремся.

Радует, что этот вопрос всё чаще начал подниматься и звучать не только на кухнях и улицах. В последнее время его уже не может не замечать и наша власть. Я вижу, что он всё чаще звучит в СМИ, в докладах об этнической преступности, в прессе и правительстве. Без сомнения, власть рано или поздно вынуждена будет обратить наконец внимание на миллионы русских людей и коренных жителей. Это касается не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и особенно юга страны – Ставрополья, Краснодарского края, Ростова, Пятигорска и всей России.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram