Аргументы Недели Петербург → Общество № 24(366) от 27.06.2013

«Южный» рубеж

Проект города-спутника «Южный» потерпел фиаско на слушаниях в Заксобрании

, 15:46

Депутатские слушания, которые провела комиссия по городскому хозяйству парламента города по изменению Генерального плана Петербурга пошли не на пользу застройщикам. Депутаты не поддержали проект изменений, согласно которым южнее Пушкина и Павловска должно быть выделено место под строительство города-спутника «Южный». Авторы проекта говорят о пользе для города, депутаты видят благо только для застройщика.

Неплохая идея – построить городок на окраинах Петербурга, где будут жить счастливые люди, имея квартиры с нормативом 35 кв. м на одного жителя. К тому же, если там будут и рабочие места, и места для отдыха, и чтобы все удобства. Тем более, как поясняет глава КГА Олег Рыбин, «данный проект стратегический и приоритетный для Петербурга – это будет самодостаточный город с промышленностью и инфраструктурой для жизни», который прошёл согласования в Министерстве культуры, в аппарате СЗФО и поддержан правительством Петербурга.

Между лесом и аэродромом

Общественные слушания, которые прошли в марте – апреле, особенно скандально и бурно проходили в двух районах – Пушкинском и Курортном. Любопытно, но это как раз те два района, где итоги изменений Генплана города в ближайшем будущем непосредственно коснутся жителей. В Курортном – намыв (о нём мы недавно писали), а в Пушкине – город-спутник. В итоге было получено большое число претензий граждан к проекту. По словам директора ГКУ «НИПЦ Генерального плана Санкт-Петербурга» Юрия Бакея, «многие замечания были учтены в ходе доработки проекта». По мнению проектировщика как Генплана 2005 года, так и его нынешних изменений, «город будет самодостаточен, и единственное, чего в нём нет, так это кладбища». Главные вопросы жителей на слушаниях, по его словам, касались застройки части Кондакопшинского леса, близости военного аэродрома и историко-культурных памятников.

Так вот что получилось. Похоже, никаких особенных изменений в проект привнесено не было, зато были подготовлены ответы для депутатов. Бакей пояснил, что близость аэродрома не помешает застройщику: «Роспотребнадзор нам сообщил, что санзоны вокруг пушкинского аэродрома попросту не существует». Не менее однозначно Бакей высказался по поводу леса: «Кондакопшинский лес, а скорее это болото, чем лес, не входит в реестр ни водных, ни лесных объектов». Что же касается исторических памятников, в частности орловского и таицкого водоводов – памятников федерального значения, то они, по словам специалиста, не пострадают, а дороги будут иметь специальные развязки в местах пересечения.

Наконец, директор ЗАО УК «Старт-Девелопмент» Андрей Назаров напомнил о «необходимости повышать инвестиционную привлекательность Санкт-Петербурга, которая значительно ниже, чем в Лондоне или Нью-Йорке» и что, мол, именно подобные продукты, как город-спутник, поднимут эту привлекательность. Он также пообещал, что «главное преимущество в данном проекте – комплексное развитие территории».

Тут, к слову, нельзя не сказать о том, что пушкинские активисты выяснили, откуда растут крылья у авторов проекта. Оказывается, со слов противников проекта, собственник бывших полей племенного хозяйства «Лесное» Захар Смушкин является владельцем офшорной компании на Виргинских островах Великобритании, которая в свою очередь является 100%-ным учредителем УК «Старт-Девелопмент». Ведущий проекта города-спутника пока не имеет в своём багаже ни одного реализованного проекта. Тем не менее между УК «Старт-Девелопмент» и Санкт-Петербургом в минувшем году было заключено «соглашение о взаимодействии», в котором город принимает на себя обязательства изменить законы и утвердить градостроительную документацию, подготовленную «инвестором».

Ну и самое интересное: известный бизнесмен Захар Смушкин несколько лет был прямым начальником премьер-министра России Дмитрия Медведева, когда тот в середине 90-х работал директором корпорации «Илим Палп Интерпрайз» по юридическим вопросам. Более того, Дмитрий Медведев обладал 20%-ным пакетом акций компании, главой совета директоров которой являлся именно Смушкин.

Продать – не строить

Апологеты проекта, в частности Юрий Бакей честно признался, что «мы можем либо спасти, либо угробить проект», что напрямую связано с занятостью населения: «Если федеральное правительство поддержит создание технопарков и промзон, то 21 тысяча человек будут трудиться в непосредственной близости от своих домов». То есть никаких планов по организации промпроизводств ни у города, ни у самих авторов нет и по-прежнему надежда именно на Москву. Это касается автомобильных дорог – авторы возлагают надежду на строительство второго кольца вокруг Петербурга. В свою очередь, в области утверждают, что пока этот вопрос не стоит в повестке дня.

Также из ответов стало ясно, что в Генплан не надо вносить уточнения по социальной инфраструктуре – детским садам, школам, спортивным комплексам, а также по инженерии – водопровод, канализация и т.д. Как выяснили депутаты «ничего этого в плане нет», как нет и картографической части проекта, и экологической экспертизы. Авторы лишь сказали, что все эти документы «будут разработаны после того, как будут внесены изменения в Генплан».

Назаров сообщил, что уже выкуплено предприятие «Невский водовод», поэтому проблем с водой не будет, а по канализации «уже есть договорённость с «Водоканалом». Наконец, после получаса ответов на вопросы, он сначала пояснил, что «после внесения данных изменений в Генплан стоимость земли вырастет», а затем честно признался: «Мы не строители, мы девелоперы, поэтому мы, конечно, будем продавать землю, но инженерно подготовленную». Вот здесь и приходит понимание об отсутствии в проекте социальной и инженерной инфраструктур – они попросту не нужны. После продажи это будет головная боль других людей, а если это будет не один инвестор, а земля пойдёт с молотка многочисленными лотами, то мы получим то же самое, что и, к примеру, в Приморском или Красносельском районах – недостаток детских садов, школ, поликлиник и пр.

Мнение экспертов

Наиболее скрупулёзно изучил проект специалист комиссии по городскому хозяйству Александр Карпов. Оценка с пристрастием выявила множество противоречий в проекте, которые также прозвучали на слушаниях. По его словам, «часть земель, зарезервированных под реализацию плана строительства города-спутника, принадлежит другим собственникам, в частности, Аграрному университету». Также обнаружено несоответствие наложенных карт на местность; опасна двухуровневая развязка над Таицким водоводом; отсутствует чёткая привязка авто- и железных дорог с ныне действующей в Петербурге сетью и многое другое.

Эксперт также представил карты как 1908-го, так и 2008 года, где чётко прорисованы границы Кондакопшинского леса и заболоченные места. Причём «и на старой карте, и на новой эти места обозначены как лес и как болото, а вы утверждаете, что в документах это нигде не прописано».

Наконец, он представил элементарный обсчёт, согласно которому земля, выкупленная по общей кадастровой стоимости в 62 млн. рублей после утверждения проекта будет стоить уже 28 млрд. рублей, а в последующем ещё в полтора-два раза больше. Похвалив девелоперов за грамотную работу и предприимчивость, Карпов резюмировал: «Город сделает вам прекрасный подарок, если согласится на изменения в Генплан».

Выступление депутата Бориса Вишневского представляло собой обращение к представителям исполнительной власти: ««Старт-Девелопмент» будет иметь прибыль в 50–60 млрд. рублей, но вот зачем вы лоббируете этот проект, к тому же сделанный с такими вопиющими ошибками». Ну а глава комиссии Сергей Никешин, обращаясь к авторам проекта, был ещё более лаконичен: «Мы, похоже, собрались здесь для того, чтобы помочь вам получить прибыль». Он также задал риторический вопрос девелоперу: «Правилен ли порядок, когда земля сначала скупается бизнесменами, а потом под выгодный для них план принимаются изменения в Генплан»?

Лишь депутат Вадим Ларионов, некогда избиравшийся при сомнительных подсчётах от эсеров, а сейчас планомерно голосующий вместе с партией власти, поддержал проект, назвав его «нужным и важным». В итоге представители «Яблока», «Справедливой России» и КПРФ выступили резко против данного проекта. Основные тезисы сводились к нарушению экологического баланса (именно это болото подпитывает водную систему парков Царского села). Было указано на отсутствие чёткого плана по трудоустройству жителей. Назрела необходимость сначала решить проблемы на уже сложившихся территориях и лишь затем браться за развитие новых и предложили провести референдум среди жителей Царского Села. Общий вердикт: «Проект города-спутника – это не цивилизованный бизнес, а земельная спекуляция и авантюра».

По результатам слушаний из 8 присутствующих депутатов за проект проголосовали лишь трое, ещё трое были против и двое воздержались. Тем не менее вопрос будет вынесен на пленарное заседание, однако даже если законопроект одобрят депутаты в первом чтении, то окончательное решение будет приниматься только осенью.

Пока же есть только общие сведения: согласно проекту строительства города-спутника «Южный» на территории площадью 2 тыс. га, планируется построить 4,3 млн. кв. м жилья, где разместятся 134 тыс. человек. Начало строительства намечено на 2015 год, окончание – через 19 лет. За счёт средств бюджета города будут вестись работы по созданию магистральных улиц общегородского и районного значения, а также всех объектов социальной инфраструктуры и даже линии метро. Инвестор займётся строительством улиц и дорог местного значения.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram