Грандиозным планам развития Дальнего Востока может помешать не столько скудность денежных ресурсов, сколько дефицит профессиональных кадров. Согласитесь, даже от миллиардных инвестиций мало проку, если осваивать их ринутся несведущие люди.
А угроза такая есть. Уже сегодня экономика региона испытывает острую нехватку высококвалифицированных специалистов. Речь прежде всего об инженерно-технических кадрах, которым полагается быть в авангарде борьбы за инновационное индустриальное будущее страны.
Например, в Хабаровском крае, где сосредоточен основной массив дальневосточной промышленности, нехватка «технарей» составляет 3,5 тысячи. А что будет через год-другой, когда здесь и по соседству во всю ширь развернутся новые гигантские стройки? БАМ-2, космодром «Восточный», мост на Сахалин, крупные объекты нефте- и газохимии, судостроительные заводы, порты, электростанции, автодороги, предприятия лесопереработки и горнодобывающей отрасли… Более полный список можно найти в Государственной программе РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» на период до 2025 года.
Силами «варягов» кадровой проблемы не решить, учитывая масштаб задач и то, что ситуация с подготовкой инженеров в европейской части страны также крайне напряжённая. Об этом впервые громко и открыто было заявлено на парламентских слушаниях, которые в апреле провёл Совет Федерации России.
По мнению инициатора слушаний 1‑го заместителя председателя комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Юрия Солонина, представляющего Хабаровский край, дальнейшее игнорирование проблем инженерного образования чревато для страны катастрофическими последствиями. «Я вижу очертания этой катастрофы», – с грустью говорит сенатор.
Что тревога обоснована, подтверждают факты, обнародованные президентом Ассоциации инженерного образования России Юрием Похолковым.Согласно результатам опроса специалистов отрасли, 84% из них оценили состояние инженерной подготовки, инженерного дела в стране как критическое. Об этом можно судить, в частности, по резкому падению престижа технических профессий в глазах молодёжи, а также по сокращению доли высокотехнологичной продукции в структуре отечественного экспорта – с 20% в советское время до 5% сегодня (для сравнения: в США эта доля составляет 37%, в Японии – 42%).
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко упомянула в своём докладе на слушаниях не менее тревожный факт: из 200 тыс. инженеров, которых ежегодно выпускают российские вузы, более половины отказываются работать по специальности. Причины? «Являясь едва ли не самым трудоёмким для человека, инженерное образование не гарантирует пока материального успеха и достойной реализации личности», – констатировала спикер Верхней палаты.
Надо ли говорить, насколько сложнее ситуация на Дальнем Востоке – с его труднодоступностью, тяжёлым климатом, неразвитой инфраструктурой, малонаселённостью и не очень комфортными условиями для проживания?!!
«Проблема подготовки инженерных кадров на Дальнем Востоке стоит даже более остро, чем в остальной части России», – соглашается председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов. Решение этой проблемы, полагает депутат, могло бы стать «очень серьёзным конкурентным преимуществом» региона, учитывая бурное развитие экономических отношений со странами Азии.
«Громадье» планов и сложность задач побуждают неравнодушных людей к активным действиям.
В числе неравнодушных оказался и Вячеслав Шпорт, исполняющий обязанности губернатора Хабаровского края, инженер-механик по профессии, доктор технических наук. Именно он предложил провести уникальное мероприятие – Дальневосточный инженерный конгресс. Идея нашла отклик не только в регионе, но и в Москве. С поддержкой инициативы выступила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая, возможно, и сама приедет на форум.
«Необходимо наметить основные пути развития профессионального технического образования, выработать меры по сокращению дефицита специалистов. Мы планируем возродить на современном уровне инженерное сословие, и проведение конгресса – один из шагов к этой цели», – делится планами В. Шпорт.
По его данным, «кадровый голод» сегодня испытывают многие промышленные предприятия: «Это просто беда!» Справиться с ней можно, считает глава региона, если устранить дисбаланс между потребностями экономики в специалистах и количеством выпускников технических вузов. «Это первое. И второе: мы должны поднять престиж профессии инженера, особенно среди молодёжи, чтобы каждый видел – это востребовано, и ты, придя на предприятие, сможешь реализовать свои таланты, знания и способности», – убеждён врио губернатора.
Дальневосточный инженерный конгресс «Наука – Инженер – Промышленность» пройдёт 4–5 июля в родном городе Вячеслава Шпорта – Комсомольске-на-Амуре, но, конечно, выбор места действия продиктован не этим.
«Комсомольск – индустриальная сердцевина Дальнего Востока, поэтому нельзя было придумать более удобного места для мероприятия, – разъясняет диспозицию сенатор Юрий Солонин. – Наши дискуссии будут проходить в условиях максимального приближения к реальному производству. Я ожидаю, что форум даст толчок развитию системы подготовки инженерных кадров, причём силами прежде всего местных университетов».
С точки зрения экспертов, в Хабаровском крае за десятилетия сложилась очень сильная инженерная школа. Основную массу технарей здесь выпускают три вуза: Тихоокеанский государственный университет, Дальневосточный государственный университет путей сообщения и Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет. Но своё плечо готовы подставить и другие учебные заведения.
Один из совместных перспективных проектов – создание научно-образовательного консорциума, который призван обеспечить многоуровневую подготовку инженерно-технических кадров для аэрокосмической отрасли (имеется в виду, во-первых, космодром Восточный). К этой работе уже подключились Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского, Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва и ряд других вузов.
Важнейшим направлением является сотрудничество высшей школы с производством. Именно промышленность должна формировать «заказ» на специалистов того или иного профиля, а вузы – оперативно реагировать на запросы. Увы, не всегда это происходит в срок и качественно. Сенатор Юрий Солонин склонен возложить часть вины на предприятия. «Они пока не участвуют по-серьёзному в работе по подготовке кадров для отечественной индустрии, хотя должны, как я думаю, брать на себя определённое бремя расходов и социальной ответственности. Понимание этой задачи ещё не свойственно элите бизнеса», – сокрушается парламентарий.
Есть надежда, что Инженерный форум в Комсомольске-на-Амуре не только поспособствует такому пониманию, но и подтолкнёт к объединению усилий для решения общих задач. Как ожидается, в конгрессе примут участие более 300 человек, представляющих все заинтересованные стороны: вузы, науку, бизнес, профильные министерства, обе палаты Федерального Собрания. Будут и зарубежные гости.
О программе Первого Дальневосточного конгресса инженеров можно узнать здесь – www.habcluster.com.