> Шиханы по-турецки - Аргументы Недели

//Общество

Шиханы по-турецки

27 июня 2013, 07:23 [ «Аргументы Недели» ]

mos-holidays.ru

Голосование за новые достопримечательности России в мультимедийном проекте ВГТРК «Россия 10» омрачено выявленными фальсификациями в голосовании. Интернет-дирекция ВГТРК в июне выявила «накрутки» в голосовании за башкирский объект «Шиханы», благодаря которым тот вырвался в лидеры по Поволжскому федеральному округу. Разбирательство выявило, что прокси-серверы, с которых шли вбросы голосов, расположены на территории Турции.

Попутно выяснилось, что такого природного объекта, как «Шиханы»… нет. Шиханами в Башкирии называют одиноко стоящие высокие холмы, разбросанные по республике в количестве около 80-ти. То, что было представлено в проект «Россия 10» – это четыре шихана, Шахтау, Тратау, Юрактау и Куштау, расположенные вблизи города Стерлитамак. В результате, Башкирия вообще может вылететь из проекта. Но это еще – не самое страшное.

Строго говоря, это не четыре шихана расположены возле Стерлитамака, а сам город возник благодаря им. Вернее, одному из шиханов – Шахтау, в котором перед Великой Отечественной войной были обнаружены залежи известняка, сырья для производства кальцинированной соды.

Многие воспринимают соду как безобидный, несколько устаревший продукт для изготовления блинчиков, чистки раковин и средства от изжоги. Между тем кальцинированная сода – это нечто иное. В отличие от пищевой, она – стратегический продукт, применяемый в химической, стекольной, пищевой промышленности, в металлургии и оборонной отрасли. Именно поэтому в преддверии войны, когда страна усиленно создавала военную мощь, в кратчайшие сроки началась разработка известняков Шахтау, был простроен комбинат по производству кальцированной соды и город Стерлитамак.

Сегодня ситуация такова, что Стерлитамак может умереть.

Дело в том, что запасы Шахтау иссякнут в 2017 году. После этого комбинат, основа «Башкирской содовой компании» («Башсода») остановится, как минимум, на три года – пока не начнется разработка нового месторождения известняков.  Выход – уже сейчас начать подготовку к разработке шихана Тратау, на котором также обнаружили залежи известняка. Однако эти планы были неожиданно атакованы группой человек в 30 активистов, объявивших себя защитниками памятника природы «Шиханы».

Фальсификаторы

Для достижения своей цели эта группа не останавливается перед прямой фальсификацией. Начав с фальсификации объекта защиты, они пошли дальше. Тратау был объявлен «местом силы», священным для племени юрматы. В качестве подтверждения здесь начали проводится доморощенные оккультные и «племенные» обряды, увидев которые любой специалист упал бы в обморок. Но организатором и не нужны были специалисты: расчет делается на тех, кто мало знаком с историей края и особенностями верований башкирских племен. Недаром наибольшую активность организаторы протеста развернули в интернете: в социальной сети «ВКонтакте» были созданы группы поддержки, развернуты дискуссии и прочее. Основная аудитория – молодежь, живущая за пределами Стерлитамака, а зачастую и за пределами Башкирии, не очень хорошо знающая, что такое шиханы вообще и стрелитамакские в частности, но активная и готовая к протестам против «хищнического уничтожения памятника природы».

Это особенно актуально потому, что сами стерлитамакцы довольно быстро разобрались, что к чему, и особенного желания протестовать не выражают. Впрочем, молодежь из соцсетей тоже не горит желанием выйти в оффлайн. На митинги, как выяснили общественники, пришлось зазывать студентов за деньги: на Ютубе появились многочисленные видеоролики, где студентов Авиационного университета в Уфе агитируют поехать в Стерлитамак на митинг протеста. Цена «протеста» хорошая: 500 рублей за то, чтобы «постоять», еще 1000 дадут «на бензин», если приехать на собственном авто и по 500 рублей заплатят за каждого приведенного с собой друга. Тем не менее, последний митинг явно не удался: на него пришло человек 80, причем, 60 из них были журналисты и зеваки.

Зато на этом митинге пораженные наблюдатели увидели на одном из плакатов логотип турецкой компании «Шишекам» – конкурента «Башсоды». Тут все встало на свои места.

Содный день

Дело в том, что «Шишекам», чей лозунг вполне янычарский «Весь мир – наш рынок», ведет агрессивную экспансию в Россию. У концерна, который является одним из крупнейших в мире производителей соды и стеклотары, сегодня в России пять стекольных заводов. Однако с сырьем для них (а сода используется при производстве стекла) проблема. Везти собственное сырье из Турции невыгодно: мешают таможенные пошлины. Покупать башкирскую соду обидно – турецкая сода природная, поэтому ее себестоимость раза в три дешевле производства искусственной соды из известняка. 

Недавно фонд «Петербургская политика», изучив экологические конфликты в российских регионах за последние годы, сделал вывод:  «Сфера защиты окружающей среды создает серьезный социальный и политический фон, нередко являясь ограничителем для принятия решений в экономической сфере». Как отмечают эксперты в докладе, посвященном итогам исследования, «одним из важнейших результатов исследования стало выявление отсутствия прямой связи между текущей экологической ситуацией в населенном пункте и уровнем общественной активности по экологической тематике». 

По данным аналитиков, активные экологические выступления фиксировались в городах, где экологическая обстановка стабильная и напротив, отсутствовали в «загрязненных» населенных пунктах. Эксперты пришли к выводу, что во всех этих случаях экологов использовали в качестве инструмента для достижения бизнес-целей, причем, чаще всего, в интересах иностранных компаний и в тех отраслях, где России приходится сталкиваться с серьезной международной конкуренцией.

Конфликт вокруг шиханов Стерлитамака попал в исследование как один из примеров такого навязанного извне конфликта. Аналитики полагают, что протестные выступления против освоения новых месторождений кальцинированной соды в России выгодны именно турецким производителям, поскольку облегчают им доступ на российский рынок. «Среди интересантов называется компании Eti Soda и известную своей агрессивной маркетинговой политикой группу SISECAM, один слоганов которой гласит: «Весь мир – наш рынок», - говорится в исследовании фонда «Петербургская политика». – Проблема защиты российского рынка заключается в том, что себестоимость производства натуральной соды, добываемой в Турции, в 2-3 раза ниже себестоимости соды синтетической, производимой в России, так как на территории РФ отсутствуют месторождения натуральной соды». 

Эксперты указывают на возможную взаимосвязь между постепенным завершением разработки существующей сырьевой базы на территории Башкортостана и запуском новых мощностей в Турции. Так, отмечается в докладе, «министр энергетики и природных ресурсов Турции объявил о начале строительства крупнейшего в мире производства кальцинированной соды, ввод которого в эксплуатацию должен состояться в 2017 году – одновременно с окончательным исчерпанием сырьевой базы стерлитамакской «Соды», которая является крупнейшим производителем на территории СНГ».

Исламская карта

Возможно, именно неудача с «раскачкой» общественного мнения привела к тому, что вместо экологических требований сегодня наблюдаются попытки сыграть на религиозных чувствах. Более того: в мае в Башкирию тайно приехал шейх Мехмет из рода Накшбанди. Официальная причина – шейх из Северного (турецкого) Кипра приехал с пасторским визитом к своим последователям. Однако непонятно ради какой встречи уважаемый шейх отправился на Тратау к пресловутому могильному камню, где прочел молитвы и обратился к сопровождающим с призывом беречь природу родного края. Разумеется, это визит был немедленно объявлен доказательством «святости» Тратау.

Однако, по словам имам-хатиба Соборной мечети Стерлитамака, имам-мухтасиба города Рашита-хазрата Рафикова, ни он, ни верховный муфтий не были уведомлены ни о визите, ни о программе пребывания столь выдающегося религиозного деятеля. В духовном управлении мусульман не без оснований предполагают, что такие поездки могут быть согласованы разве что с турецкими религиозными проправительственными организациями, осуществляющими контроль над северной частью Кипра. «Они приехали, назвали себя суфистами, наши люди ходили, общались с ними. После посещения Миякинского района они на Тратау ездили. Зачем это? Зачем кого-то с Кипра сюда отправляют, чтобы они по всей Башкирии ездили? Наши имамы поехали на встречу, целуют его ноги, поклоняются, это разве нормально?» – говорит Рашит-хазрат Рафиков. 

Недоумение лидеров мусульманской уммы Башкортостана вполне понятно. Вопреки канонам классического ислама, который не предполагает даже особого статуса священнослужительства, в лексике лиц, сопровождающих представителя Северного Кипра, постоянно звучали слова о «святости» того или иного религиозного деятеля из ныне живущих, «святости» природных и археологических объектов, и даже посох шейха подчас объявлялся «святым». 

«Аллах говорит: «О, люди, поклоняйтесь Аллаху и не делайте ему подобных», - напоминает Рашит-хазрат Рафиков. - Ни человек, ни природное явление — все то, что создано Аллахом, невозможно делать подобным Богу. Самый большой грех в исламе — это многобожие». По мнению хазрата, такое искажение понадобилось, чтобы придать ореол «святости» и факту «внепланового» посещения конфликтного природного объекта кипрским шейхом. 

ФТ


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте