Аргументы Недели → Общество № 23(365) от 20.06.2013

Талант быть русским

, 19:20

О том, что традиционная культура титульной нации всё глубже уходит в забвение, сегодня не говорит только ленивый. «НА» нашёл человека, который не только родной культуры не забывал, но и другим о ней напоминать не устаёт. СИТНИКОВ Владимир Иванович – заведующий кафедрой народного художественного творчества Тверского филиала Государственной академии славянской культуры, профессор, кандидат педагогических наук – точно знает, как вернуть русским чувство национального достоинства. Нужно просто вовлечь их в традиционную культуру.

- Заявление о своей этнической принадлежности я должен подтвердить делом, а не словом. Своей приобщённостью, своей включённостью в эту культуру. И включённость эта может быть разного уровня, начиная от эмоционального приятия и чувства гордости. Но лучше бы родной культурой владеть, обладать способностью функционировать в рамках этой культуры. Как наши предки: они создавали эту культуру, наследовали и передавали.

В каждом человеке есть творческое начало. И потому, например, он не может просто исполнять песню, он всегда будет это созидать.

– А если у меня от природы ни слуха, ни голоса…

– Сущностная черта традиционной культуры – это всеобщность. Всеобщность – как всеобщее участие в художественной традиционной жизни. Так что пели все. Точнее, подпевали. А запевали те, кто талантом наделён, самородки, которых признавала вся округа. Сообщество их выдвигало, и говорили: «Ну, Маня, запевай!» Причём у разных жанров – песенного, инструментального, хореографического – были свои признанные лидеры. Всегда была хороводница, которая заводила хоровод. Лучшее всегда ценилось, лелеялось, уважалось.

– Давайте вернёмся в день сегодняшний. Надеюсь, у Твери ритм жизни чуть помедленнее. А что делать жителям мегаполисов? Опомниться некогда. Когда ж тут петь?

– Время помузицировать либо сделать что-то своими руками найти всё-таки можно.

– То есть вы разрешаете не петь всем. Кому-то можно выразить эмоции иным творческим делом.

– Я разрешаю всем петь! Вслед за мной. Мы разучились праздновать. Раньше как было, если я не поучаствую в праздничном действии – значит, праздник прошёл мимо меня. А сегодня вся концепция празднования направлена на то, что тебе предоставят услуги по развлечению: сядь у телевизора, сходи в кино… Праздновать люди не умеют!

А мы, когда собираемся, поём. И в нашу сегодняшнюю жизнь включаем традиционные праздники: Святки, Масленицу, встречу весны, Красную горку, Троицу… Без них просто нельзя!

– Отчего ж нельзя? Скотину в поле не выводите, пашню не открываете, ничего не жнёте.

– Нельзя. Потому что должен человек чувствовать своё единство с природой. Когда человек выстраивал гармоничные отношения с миром, он себя считал частью природы, а саму природу – божественным началом. И эта мировоззренческая концепция делала человека Человеком. А сегодня, когда мы надеемся на технику, отлучились от природы, – мы не можем уже ей радоваться. Она нас больше не вдохновляет. Вы знаете, что случается, когда мы выходим с детьми – у нас в академии почти все студенты руководят детскими творческими коллективами – и закликаем весну? Одно дело спеть на утреннике – нет акустики, всё бутафорское, и получается неестественно. Другое дело – на открытом воздухе. Для себя, не для публики. Как споём! А там эхо. И солнышко светит. И вот вижу, стоит девочка, уже большая, ей четырнадцать лет. Плачет. Спрашиваю, что случилось. Она отвечает – красиво. Человека прошибло этой красотой. Есть семантика звука. Смысловая нагрузка звука вообще. Мы сегодня говорим, погремушка – это, мол, отпугивать злых духов, свистулька для того же. Да нет же. Погремушка и звуковая игрушка – то, что сейчас мы называем игрушкой, а прежде это был магический инструмент – это то, что показывает появление жизни. Ребёнок заплакал – значит, будет жить. Петух пропел – родился новый день. И потому мы своими песнями помогаем природе проснуться после зимы, наполняем её звуками. И это уже совершенно другое, богатое, одухотворённое отношение человека к природе. А не просто пошёл погулять, удовлетворить свою биологическую потребность. Надбиологическое гораздо важнее – это и есть суть человеческого.

Возьмите глиняную игрушку – это же не просто птички, это не просто коники – это символ солнца. Это не просто баба – это прародительница всего сущего. И если я сделал такую вещь и подарил вам, то не коника подарил, не игрушку, а солнышко, счастье, плодородие, которое в вашем доме будет обеспечивать здоровье «и овечье, и человечье». Все эти смысловые нагрузки, всё то, что есть в традиционной культуре, и наполняет духовностью жизнь человека. И если нам в нашей сегодняшней жизни ничего этого не надо, тогда, извините, кто мы будем? Биологические животные, называющиеся «человеком прямоходящим». Не более того. Традиционная культура с её мировоззрением не как картинка, не как предмет для эстетического любования, а как смысл для нас сегодня очень важна и именно для того, чтобы быть людьми.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram