Каждый день приносит участникам фонда «Народный самолёт Ту-334-100» новости. Хорошие и плохие. Хорошие – состоялось очередное совещание, подписаны документы и контракты, кажется, что вот-вот первый самолёт облепят работники авиазавода, начнутся горячие деньки. Плохие – потому, что этого не происходит. Минпромторг, ОАК, в том числе и родное для Ту-334 ОАО «Туполев», упорно не желают заниматься делом. Плевать, что на самолёт выстроилась очередь покупателей. Похоже, ответственным ведомствам не нужно развитие собственного гражданского авиастроения. Кому-то выгодно, чтобы Россия кормилась с рук зарубежных производителей авиатехники.
Кто против?
Председатель наблюдательного совета фонда «Народный самолёт Ту-334-100» Анатолий Ситнов кипит:
– У них документов и оснований, чтобы начать производство Ту-334, – море. Но каждый раз ищут лазейку, чтобы ничего не делать. Мы в прошлом году подписали договор – и никакого результата…
– Всё так печально? – спрашиваю я.
– Гораздо хуже. Наши «Туполевы» «Боингу» ни к чему. А против «Боинга» никто ничего делать не будет. С нас достаточно вовремя отправлять за океан титановые болванки для производства «Боингов».
Соглашаюсь: совсем недавно отрапортовали на всю страну, что в «медведевском» Сколково «Боинг» открыл школу подготовки пилотов. Величайшее достижение! Удивительная функция обнаружилась у этого иннограда. Американцы как диктовали нам свою волю, так и продолжают этим заниматься. В начале 90‑х прогибались, чтобы с голоду не умереть, за «ножки Буша». А сейчас-то в чём причина?
Может быть, все проблемы наших, отечественных, лайнеров в том, что мы вступили в ВТО. Но точно ответить на этот вопрос невозможно: по сей день только избранные точно ведают, на каких условиях мы обрели членство в этой организации. Протоколы есть, а вот что мы обязались сдать в том или ином сегменте рынка, общественность не знает.
По всем признакам такие министры, как Мантуров, – мелкота. Над ними есть «кукловоды» покруче. Иначе невозможно объяснить, почему мистер-министр «Денни» Мантуров не отодрал как сидорову козу президента ОАК М. Погосяна, не выполнившего кучу постановлений и решений. Видимо, с точки зрения «хозяина», Мантуров всё делает правильно, потому и сам неподсуден. Задача Мантурова – «мести хвостом» перед руководством страны так, чтобы ни у кого не возникали сомнения – он в ответе за всё. Хорошее и плохое. На некоторое время. А сейчас его дело: обещать лет этак через тридцать всеобщее наносчастье и великое авиационное будущее России. Чубайс ему в помощь.
«В какой стране требуется такое количество решений и постановлений, чтобы в итоге ничего не сделать?» – задал риторический вопрос Анатолий Ситнов, председатель наблюдательного совета фонда «Народный самолёт Ту-334‑100». И вручил справку, которую газета, конечно же, публикует почти в полном объёме.
Пострадал за самолёт
Студент 4-го курса МАИ Алексей Мельников возглавил в институте сообщество поддержки Ту-334. Он не знал, что это так опасно. Потому что Михаил Погосян не только президент ОАК, но и заведует в прославленной кузнице авиастроительных кадров кафедрой. При случае парень спросил М. Погосяна, почему ОАК тормозит этот более чем удачный самолёт. После чего был отконвоирован к ректору и отчислен. Формально – за «хвосты».
Справкa по истории проекта «Ту-334-100»
Правительство Российской Федерации 4 раза устанавливало срок начала серийного производства самолёта Ту-334 и завод-изготовитель (1994 г. – Таганрогское авиационное предприятие, 2002 г. – ФГУП «Военно-промышленный комплекс «МАПО», 2004 г. – ФГУП «Российская самолётостроительная корпорация «МиГ», 2007 г. – ФГУП «Казанское объединение им. С.П. Горбунова»), однако до настоящего времени серийное производство не организовано. Всего произведено пять самолётов Ту-334-100 на киевском авиазаводе «Авиант», два из которых (94003, 94005 – находятся на КАПО им. С.П. Горбунова, г. Казань) могут быть доведены до уровня соответствия сертификационным требованиям (самолёт сертифицирован в 2003 г.) и переданы в авиакомпании для коммерческой эксплуатации.
Хронология решений по серийному производству самолётов Ту-334-100
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 1992 г. №516 «Об организации серийного производства самолётов Ту-334 на Таганрогском авиационном производственном предприятии». (УТРАТИЛО СИЛУ.)
2. Международный договор от 8 сентября 1993 г. «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве в области создания ближнемагистрального пассажирского самолёта ТУ-334 и двигателей к нему, а также их совместного производства». (ВЫПОЛНЕН ЧАСТИЧНО.)
3. Постановление Правительства РФ от 5 октября 1999 г. №1120 «Об организации серийного производства ближнемагистрального самолёта ТУ-334». (УТРАТИЛО СИЛУ.)
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2002 г. №1529-Р «О завершении разработки самолёта Ту-334-100 и его сертификации в 2003 г., а также начале его серийного производства в 2004 г.». (УТРАТИЛО СИЛУ.)
5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. №217 «Об организации серийного производства ближнемагистрального самолёта Ту-334-100 и его модификаций на КАПО им. С.П. Горбунова». (НЕ ВЫПОЛНЕНО.)
6. Три поручения заместителя Председателя Правительства РФ Иванова С.Б. от 21 июля 2006 г. №СИ-П7-3440; от 15 декабря 2006 г. № СИ-П7-6009; от 27 декабря 2006 г. №СИ-П7-6194 по дополнительным мерам по организации серийного производства Ту-334-100 на КАПО им. С.П. Горбунова. (НЕ ВЫПОЛНЕНЫ.)
7. Постановление Государственной Думы РФ от 10 ноября 2006 г. №3700-4ГД «О принятии в третьем чтении проекта Федерального закона №335233-4 «О федеральном бюджете на 2007 г.». Отдельный пункт: «Подготовить комплекс мер по подготовке производства ближнемагистрального самолёта Ту-334-100 и его модификаций». (НЕ ВЫПОЛНЕНО.)
8. Протокол совещания по рассмотрению кооперации освоения производства и серийному запуску самолёта Ту-334-100 на КАПО им. С.П. Горбунова, утверждённый начальником управления авиационной промышленности Роспрома Е.А. Горбуновым 22 марта 2007 г., п.6: «На КАПО им. С.П. Горбунова к 13 апреля 2007 г. подготовить графики подготовки производства самолёта Ту-334-100 с учётом кооперации». (НЕ ВЫПОЛНЕН.)
9. В перечне поручений, утверждённом В.В. Путиным, по итогам встречи Президента РФ с представителями Союза транспортников России 30 октября 2012 г. есть пункт: «Предусмотреть в государственной программе развития авиационной промышленности мероприятия по развитию производства самолётов для обеспечения нужд региональной и местной авиации. Срок исполнения 15 декабря 2012 г. Ответственный – Д.А. Медведев. (НЕ ВЫПОЛНЕН.)
10. Протокол совещания у директора Департамента авиационной промышленности А.И. Богинского от 22 марта 2013 г. №БА-16/18 п.3: «Заключить контракт между ОАО «Туполев» и ООО «Авиакомпания Русавиасокол-М» на продажу авиакомпании опытных образцов самолёта Ту-334-100 №94003 и №4005». Срок исполнения 10 апреля 2013 г. (НЕ ИСПОЛНЕН.)
11. Решение рабочего совещания под руководством президента ОАО «Туполев» А.П. Бобрышева с представителями АО «Мотор СИЧ», ООО «Авиакомпания Русавиасокол-М» до 30 апреля 2013 г. подписать договоры на поставку двух самолётов Ту-334-100. (НЕ ВЫПОЛНЕНО.)
12. Протокол совещания у заместителя министра Минпромторга РФ Ю.Б. Слюсаря от 8 мая 2013 г. «О перспективах развития производства Ту-334». (ИНФОРМАЦИЯ О КАКИХ-ЛИБО ДЕЙСТВИЯХ ОТСУТСТВУЕТ.)
Необходимость поставки в гражданскую авиацию России самолёта Ту‑334‑100 неоднократно обосновывали в служебных письмах руководители Минтранса и Росавиации (исх. Минтранса от 4 августа 2006 г. №БК-16/4979 и 17 января 2007 г. №БК-15/196 за подписью замминистра Б.М. Король и от Росавиации за подписью замруководителя В.И. Дмитриева).
По вопросу серийного производства самолётов Ту-334-100 на КАПО им. С.П. Горбунова к Президенту РФ и в Правительство РФ обращались Президент Татарстана М.Ш. Шаймиев (исх. от 13 декабря 2006 г. №01-2226) и премьер-министр Республики Татарстан И.Ш. Халиков (исх. от 7 марта 2012 г. №17‑51/2020).
По расчётам ГосНИИГА и других заинтересованных ведомств потребность в подобных многофункциональных самолётах составляет до тысячи единиц.
Выводы
Фонд «Народный самолёт Ту-334-100», созданный для поддержки и реализации проектов по производству и эксплуатации отечественных самолётов, информировал Президента РФ, Правительство РФ, ОАК, Комитет по транспорту РФ, Комитет по обороне РФ о готовности приобретения первых двух самолётов и финансирования серийного производства самолётов Ту-334-100 на КАПО им. С.П. Горбунова на основе государственно-частного партнёрства (ГЧП) исходя из полученных от российских и зарубежных авиапредприятий заявок на приобретение самолётов Ту-334-100 количеством более 400 единиц. Однако практических положительных шагов от госструктур по вышеперечисленным запросам и предложениям нет.
До общественности страны не доводится информация о корректирующих или административных мерах Президента и Правительства РФ, принятых по результатам проверки Контрольным управлением Президента РФ исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. №596 в части развития авиационной промышленности для нужд гражданской авиации и соблюдения Минпромторгом РФ законодательства при реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Развитие гражданской авиационной техники России на 2001–2010 гг. и на период до 2015 года». В перечисленных выше документах и материалах даётся отрицательная оценка работы Минпромторга и ОАК по поддержанию и развитию гражданского самолётостроения при значительном перерасходе бюджетных средств.
Выступление спикера Совета Федерации В.И. Матвиенко на заседании научно-экспертного совета в марте 2013 г., посвящённого промышленному развитию, давшей определение ОАК и другим госкорпорациям – «воровайки», осталось без внимания, как и многочисленные публикации и выступления в СМИ, особенно в газете «Аргументы Недели».
Заключение
Сложившаяся ситуация с гражданским самолётостроением требует принятия срочных мер на самом высоком уровне управления государством. Необходимо убедить Правительство РФ исполнить им же ранее принятые постановления и решения.
P.S. Справка, скажем прямо, оптимизма не внушает. Получается, фонд «Народный самолёт» потерял актуальность? Нет, он мешал и продолжает мешать ворью во власти и лоббистам иностранной авиатехники. Может быть, и учреждённый «Народный фронт за Россию!» подключится к борьбе за собственное авиастроение. «Народный фронт» и «народный самолёт» – не кажется ли, что звучит в унисон? Политический альянс напрашивается.