Бывший мэр Махачкалы Саид Амиров собирается просить перевести его под домашний арест ввиду состояния здоровья. Он физически не может находиться в СИЗО – он является неходячим инвалидом и диабетиком.
О планах Амирова сообщил ИТАР ТАСС уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Он посетил бывшего махачкалинского градоначальника после попытки суицида в СИЗО в Бутырской тюрьме. Амиров отрицает, что пытался покончить с собой, но врачи подтверждают, что заключенный нанес себе бритвенным станком порезы, и это заметил охранник, срочно вызвавший медиков.
Лукин получил заявление от родственников Амирова с просьбой вмешаться – узник из Дагестана парализован после покушения на его жизнь и не может не только самостоятельно передвигаться, но и обслуживать себя без посторонней помощи, ему необходим постоянный уход.
Амиров оказался в СИЗО и был отстранен от должности мэра по обвинению в убийстве подполковника Арсена Гаджибекова, операция по его аресту вылилась в настоящее войсковое мероприятие с масками, вертолетами и тайным проникновением в жилище, представляющее собой замаскированный бункер.
Просьба Амирова вызвала ожесточенную дискуссию в блогах – после распространившихся в сети призывов четвертовать проштрафившегося на мошенничестве министра обороны Анатолия Сердюкова прямо на глазах народа на Красной площади не удивительно, что россияне не сочувствуют экс-мэру Махачкалы. В головах обывателей никак не воцарится идея равенства всех перед законом, из которой органично вытекает мысль о неотвратимости, но адекватности наказания.
По-прежнему на российских просторах звучат призывы к расстрелу за украденную соседскую козу, а бытовые убийства чем попало не являются редкостью – ценность человеческой жизни была утрачена за годы жестоких репрессий и войн, когда убить безнаказанно можно было любого. Поэтому и гуманное обращение с заключенными, понимание того, что лишение свободы – само по себе наказание, и не обязательно осложнять его дыбой, холодом, голодом и невыносимой вонью, камерой на 40 человек и туберкулезом, россияне никак не могут понять и принять. А ведь в СИЗО сидят не осужденные – только задержанные, подозреваемые, которые по идее еще вообще не должны мучиться. Тем более, что лозунг итальянской мафии 30-х годов прошлого века вошел в обиход российских правоохранительных структур на «Ура» - «Своим все, народу – закон».
Не секрет, что закон используется вполне себе по традиционному народному принципу дышла, которое поворачивают в нужную сторону – оправдывать Амирова, конечно, безумие, но ведь он жил и действовал не сам по себе, не на необитаемом острове, а вполне себе по законам, принятым в его окружении, и на его подвиги 20 лет никто не обращал никакого внимания – видимо, зачем-то был нужен. То же самое можно сказать и о Сердюкове – ну посадят его, к примеру, и что? Воровать перестанут? Причина же не в Сердюкове, а в общем строении всей вертикали, удерживаемой коррупцией, как гнездо из палочек, мусора и всякой дряни клейкой слюной от развала – отдельные куски с чавканьем вываливаются, а на их место тут же всасываются присоской новые.
Неожиданно за Амирова вступились журналисты и правозащитники, которые считают, что государство должно быть справедливым и строгим, но не жестоким – жестокость не есть проявление силы, она порождение ущербности. Но пикет в защиту Амирова и других сидящих в СИЗО, тех же узников «болотного дела», некоторые из которых остаются в жутких условиях уже больше года, разрешен не был.
«Вроде бы такие люди, как Амиров не должны вызывать сострадания и жалости. Но с другой стороны, человек этот – инвалид, который без посторонней помощи ничего сделать не может. А содержится как обычный уголовник. И пускай обвинения против него выдвигают тяжкие, но пока ведь суд еще не вынес приговора - и формально Амиров только подозреваемый-обвиняемый, но не преступник. И к нему должны применятся все нормы и стандарты гуманизма. А условия содержания даже самых отъявленных мерзавцев не должны быть пыточными. И в нравственном смысле вопрос стоит так: готовы ли мы бороться за права любого человека или только того человека, который кажется нам хорошим? Вот условные узники Болотной – они хорошие и мы за них боремся, а Саид Амиров – плохой, и черт бы с ним, пускай хоть в выгребной яме его содержат. И митинг в защиту Амирова власти пытаются признать незаконным под совершенно фантастическими предлогами, и мы понимаем, что если под такими предлогами можно запретить одну акцию, то потом можно запретить и любую другую – в том числе ту, где мы будем отстаивать права порядочных людей. Такая вот хитрая ситуация», - пишет обозреватель «Эха Москвы» Антон Орехъ, и с ним невозможно не согласиться.