О специфике больничной клоунады, жестком отборе в больничные клоуны, о том, почему больничным клоунам запрещено жалеть больных детей, о том, какими необычными способами можно рассмешить ребенка, и о многом другом беседовала с больничным клоуном из Казани, Екатериной Ураковой, наш корреспондент Анна Федотова.
Когда речь заходит о клоунах, на ум приходят красные круглые носы-мячики, несуразные ботинки, шуточные слезы, брызжущие из их глаз, как из водяного пистолета и, конечно, цирк. Это классика жанра. И, хотя многие современные клоуны уже отказались от традиционного грима и не чтут, как прежде, красный нос, слово «клоун» по-прежнему ассоциируется с цирковой ареной, и многие из нас, наверное, удивятся, узнав, что клоуны есть не только цирковые, но и больничные.
И у тех, и у других главные зрители – дети. Только одни работают в цирке, а другие в больницах, где проходят лечение маленькие пациенты.
«У больничных клоунов одна задача: сделать так, чтобы обессилевшие от тяжелой болезни и лечения дети хотя бы улыбнулись в ответ на их шутку. И еще у них есть непреложное правило — быть партнером по радости, то есть в любое время и при любых обстоятельствах находиться в хорошем настроении», - так определяет свою цель АНО «Больничные клоуны».
«Больничные клоуны» - это первая и единственная в России профессиональная организация, осуществляющая регулярную и системную реабилитацию детей с помощью средств больничной клоунады. Одним словом, лечат смехом.
- Катя, на западе больничная клоунада существует более двадцати лет. В России это направление появилось совсем недавно, и ваша организация была одной из первых, начавших эту деятельность здесь у нас. Наверное, вам пришлось преодолеть немало трудностей, прежде чем заслужить доверие руководства больниц, учитывая жесткие порядки относительно посещений и режима в наших лечебных заведениях .
- Конечно было непросто, да и до сих пор первые визиты в больницы трудны. Нас не знают, не знают о деятельности, которой мы занимаемся. Больничная клоунада, вы правильно сказали, в новинку для наших больниц. Мы прошли долгий путь переговоров с администрацией, врачами и персоналом больниц, и в конце концов нам удалось заслужить доверие. Однако получить «добро» от медицинских работников – это еще не все. Не менее важно для нас установить контакт с родителями и детьми, поступающими в больницу впервые.
- Вы устраиваете какие-то испытания клоунам, желающим вступить в вашу организацию?
- Сегодня в России больничная клоунада – это труд профессионалов. Профессиональные актеры проходят отбор на кастинге, где в ходе беседы, интерактивных упражнений, работы в паре и в коллективе педагоги и психолог организации определяют скрытые мотивы пришедших, их долгосрочные планы, их способность работать с ребенком в непосредственном контакте, а не со сцены.
Прошедшие отбор становятся клоунами-учениками и в течение двух-трех месяцев они изучают актерское мастерство, командообразование, импровизацию, музыку, пластику, учатся показывать фокусы, пытаются найти свой образ. Кроме того, они проходят тренинги с психологом, слушают лекции врачей об особенностях протекания болезни, медицинские сестры больниц рассказывают им о гигиене труда.
После обучения клоуны-ученики становятся клоунами-стажерами: они начинают выходить в палаты к детям, сначала в сопровождении опытных клоунов, затем в тройках и парах между собой и наконец, по итогам стажировки с клоуном подписывается договор о его регулярной работе в больнице. И вот клоун-стажер становится Больничным клоуном. После этого он примерно раз в месяц проходит супервизию или, другими словами, проверку у педагогов и, по мере необходимости, с психологом. Это, конечно, тяжелый и долгий путь, но по-другому нельзя!
- Получается, людям неактерских профессий даже не стоит пытаться вступить в вашу организацию?
- Первый набор в школу от АНО «Больничные клоуны» проходил в Казани, и там мы сделали исключение – клоуны Казани – это не профессиональные актеры. Но среди них представители профессий, которые связаны с искусством или с работой с детьми: педагоги, аниматоры, психологи, режиссёры, няни и т.д. Этот набор был первым, пилотным, все остальные школы больничных клоунов были набраны и обучены из профессиональных актеров.
Сегодня больничные клоуны есть в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Орле. Мы отдаем предпочтение людям творческих профессий, но при этом объективно рассматриваем и другие кандидатуры.
- Многих приходится отсеивать?
- Процесс кастинга предполагает, что есть определенный отсев сразу же. Есть отсев и во время обучения и стажировки, если у нас появляются сомнения в том, что люди не готовы к длительной и регулярной работе, если мы видим, что человек склонен к эмоциональным срывам и тем самым может навредить и детям, и себе.
Это интересно: Больничная клоунада — это деятельность по социально-культурной реабилитации детей в стационарах больницы методами арт-терапии, клоунотерапии и игротерапии. Больничной клоунадой занимаются больничные клоуны. В мире существует более 30 организаций больничной клоунады. Часть из них волонтёрские, часть профессиональные. Профессиональные больничные клоуны впервые появились в США в 1986 году, а основоположником этого вида клоунады считается российский артист Владимир Ольшанский. В мировом масштабе идея принадлежит Пэйтчу Адамсу. В России же первым больничным клоуном по примеру западных стран стал Константин Седов (Художественный руководитель АНО «Больничные клоуны»). Именно он первым осмелился в гриме прийти в тяжелые детские отделения. |
- Для некоторых маленьких пациентов вы – первые клоуны в их жизни. Как они реагируют на вас?
- Все по-разному. Но если мы видим, что малыш боится – мы не навязываемся. Главное не навредить! Пытаемся установить контакт через маму, или куклу, или делаем ребенка не участником импровизации, а зрителем издалека, постепенно уменьшая дистанцию с каждым приходом в отделение. Больничные клоуны деликатны в этом вопросе, иногда достаточно сблизиться с мамочкой - малыш почувствует, что все безопасно и заулыбается, потому что мама смеется. Или порой достаточно даже, не входя в палату, просунуть в дверь игрушку. Малыш видит не нас, а танцующего под музыку мышонка или медведя – чудо произошло, нас не увидел, не заплакал.
- Расскажите о самом неожиданном, необычном способе, с помощью которого Вам удалось успокоить или рассмешить ребенка.
Этих случаев очень много. Например, просто зайти в палату, и сделать вид, что в ней нет никого, ребенок не сразу понимает, в чем дело, потом включается в игру и начинает подыгрывать. Или достаточно порой просто двум глупым клоунам приклеится друг к другу попами. Один раз мы разыграли в палате ситуацию, что папа ребенка – это грудной малыш – этакий бородатый маляська, а сам ребенок - это его отец. Все включились в игру – ухохатывались даже медсестры, стоящие в коридоре.
- Есть дети, которые лежат в больнице очень подолгу. Сложно придумывать для них новые шутки?
- Для тех детей, которые лежат подолгу, мы становимся этакими глупыми друзьями. Дети уже привыкают к нам и не боятся довериться. В условиях больницы им просто необходимо подобное регулярное общение. К тому же это как раз и круто - каждый раз придумывать что-то этакое, ведь импровизация - это основа работы больничного клоуна в отделении. Все значимо: любое изменение в палате, ребенке, маме. Новая кофточка у бабули – ничего не знаем – это мы вязали из лапок паучков, горшок ночной передвинули на 10 мм – ой-ой, кто-то не попадал видимо в него, новый сосед по палате - эй, ты их сам что ли видоизменяешь своих соседей, ты пластический хирург? – все, что угодно становиться темой импровизации больничного клоуна!
- Говорят, некоторые боятся клоунов (по крайней мере на западе). Как думаете, в чем причина этих страхов? Вы с таким не сталкивались?
- В причины такой боязни, думаю, не стоит углубляться – это, может быть, и неудачная первая встреча с клоуном и страхи самих родителей, которые неосознанно их у ребенка развивают. Тут главное подружиться с родителями, суметь подобрать к ним ключик – они должны быть союзниками клоуна, тогда все детские страхи отступят. Еще раз повторюсь: мы не навязываемся ребенку, особенно, если он боится. «Сарафанное» радио сработает в нашу пользу, и, видя как другие детки не бояться нас, малыш сам постепенно к нам привыкнет.
- Вы не пробовали работать в больницах для взрослых, в домах престарелых?
- Такой опыт был, но мы не стали пока развивать это направление. Наш штат ограничен, так как работа больничного клоуна требует значительных физических и эмоциональных затрат и поэтому далеко не всем под силу. Поэтому пока мы можем «покрыть» только детские больницы Кроме того, специфические особенности работы со взрослыми нами пока не изучены в том объеме, чтобы мы могли качественно работать с ними, хотя несколько наших клоунов в рамках обучения в Израиле прошли определенную подготовку по работе со взрослыми пациентами.
- Как обычно вы устанавливаете контакт с руководством больниц? Приходите и предлагаете свои услуги?
- Отчасти да. Мы спрашиваем разрешение на разовое посещение, делаем это посещение регулярным, затем, когда уже есть наблюдение за нашей работой, мнение медицинского персонала, врачей, мы предлагаем руководству больницы заключить с нами договор о сотрудничестве. С юридической точки зрения, это сотрудничество, которое возлагает на АНО «Больничные Клоуны» ответственность за то, что делают наши представители, обязанность нашей организации регулярно работать в больнице. Нам важно, чтобы руководство больницы понимало, что наша организация действительно вырабатывает принципы и основу профессии.
- Случалось так, что руководство больниц отказывалось от сотрудничества с вами? И, если да, то на каких основаниях?
- Нет, такого не случалось. Наоборот, к нашей радости, многие больницы сейчас даже требуют с нас обещание работать у них регулярно.
- На западе для врачей устраивают тренинги, на которых больничные клоуны делятся с ними опытом, как помочь пациенту преодолеть стресс. У нас такая практика существует?
- У нас был подобный опыт в Ростове-на-Дону, мы делали небольшой мастер-класс по взаимодействию с детьми в игре для студентов медицинского университета. Очень хотим сделать подобные тренинги постоянными на базе одного из московских медицинских вузов, но пока для этого необходимо тщательно проработать методику с педагогами, психологами, врачами.
- Больница – психологически довольно некомфортное место. Сложно находиться там, где вокруг тебя страдание – особенно детское. Как вам удается не впадать в уныние, да еще заряжать позитивом других?
- Больничный клоун должен быть психически устойчивой личностью и не показывать жалости к детям. ЭТО просто дети, только особенные. Опять же, как я говорила выше, во время кастинга, обучения и стажировки мы отказываем тем, кто не готов работать с детьми в таких обстоятельствах. Помимо регулярных проверок нашей работы и тренингов с психологом, у клоуна в арсенале есть куча способов предотвращения его эмоционального «выгорания» – его имя, костюм, нос, его партнер. Ведь, входя в образ, мы словно перестаем быть самими собой, мы становимся нашими клоунами.