Саид Амиров попал даже в инопрессу: что будет с Дагестаном?
4 июня 2013, 11:27 [ «Аргументы Недели. Кавказ» ]
Прозвища Саида Амирова, всемогущего мэра Махачкалы, носят оттенок мрачного, но романтизма – Волан-де-Морт, Кровавый Рузвельт. Его задержание потрясло не только Дагестан, но и всех россиян, знакомых с жизнью на Кавказе.
Адвокат Амирова Марк Крутер уже приглашен во второй половине дня в следственный изолятор "Лефортово", где содержится чиновник, сообщает ИТАР ТАСС. Во вторник Амирову должны предъявить обвинение, и республика замерла в напряжении – в чем обвинят того, кого большинство простых дагестанцев вспоминают с ужасом, но некоторые – с восторгом и глубоким сожалением, ведь его арест разрушил налаженную жизнь до основания. И все опасаются кровавого передела зон влияния. Амирова подозревают в убийстве махачкалинского следователя Арсена Гаджибекова, а за преступление против представителя закона предусмотрены меры суровые – вплоть до пожизненного. Но в Махачкале продолжают бояться, что Волан-де-Морт вернется – город не сомневается, что на спасение вожака из плена брошены мощнейшие связи и средства. «Клан не дремлет. Возможно, они уже ведут работу, чтобы в кресло мэра посадить своего человека. И тогда все будет, как прежде, Амиров и его близкие будут смотрящими, а мэр у них будет ручной», - рассказал местный политик «Московскому комсомольцу».
Серьезные политологи гадают, что стоит за арестом Саида Амирова – большинство настроенных порой весьма критически экспертов не скрывают восхищения действиями Кремля – судя по войсковой операции, проведенной для задержания Амирова, решение исходило с самого верха. Амиров держал все связи в республике в своем кулаке на протяжении многих лет, потрясал своей жестокостью даже привыкших ко всему дагестанцев, и его задержание – проявление сильной и уверенной в себе политической воли.
Амиров попал и в американскую прессу – после теракта в Бостоне американцы не скрывают своего интереса к кавказской республике, раздираемой клановыми и этническими противоречиями. The Christian Science Monitor разъясняет читателям, не привыкшим к подобному устройству мира, что Амиров вел жизнь богатого средневекового феодала – был посажен на царство кланом, убивал кого хотел, на него самого покушались раз 15, и считал, что при нем в республике царит порядок – все бандиты при деле и приносят пользу, собирают дань и похищают родственников ведущих себя плохо подданных.
В советское время Дагестан был самой мирной республикой Кавказа, пишет газета, КПСС и КГБ построили там настоящую Вавилонскую башню – представители всех этнических групп имели свое представительство во власти, и действовала отличная система сдержек и противовесов. Но впоследствии она была разрушена, и республика десятилетиями погружалась в пучину хаоса и бандитизма, в Дагестане образовалась целая сеть подготовки террористов, занял удобную нишу радикальный ислам.
Кремль перешел к решительным действиям – впереди Олимпиада в Сочи, во-первых, а во-вторых, братья Царнаевы напугали не только США. Еще в начале третьего срока Путин снял многолетнего царька республики Магомедсалама Магомедова, при котором бандиты разъезжали по улицам, не скрываясь, и отправил туда своего человека, Рамазана Абдулатипова. Теперь надо его закрепить, всенародные выборы в республике отменены, и в плане явно смена элит. Москва, скорее всего, собирается усилить контроль ФСБ в Дагестане, и попытаться воссоздать советскую Вавилонскую Башню, но на этом пути ей придется столкнуться с отчаянным сопротивлением – Амиров не скрывал, что в любой момент может поднять на ноги настоящую армию в 200 вооруженных до зубов человек (и это все в ХХI веке, казалось бы). Стратегия покупки лояльности провалилась – князьки использовали полученные синекуры, чтобы вооружаться и устанавливать бандитско-феодальные отношения на вверенной территории, и Москва решила действовать, как и они – силой. Настроенные обычно критически американцы готовы только пожелать успеха потенциальным партнерам в борьбе с террором на этом трудном и опасном пути.