> Что такое «эффект Обамы»? - Аргументы Недели. Волгоград

//Общество

Что такое «эффект Обамы»?

30 мая 2013, 08:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]

Россию посетил профессор Гарвардского и Нью-Йоркского университетов в Абу-Даби Вернер Соллорс. Он выступил с серией лекций по современной американской литературе, причем услышать их «вживую» смогли жители только двух городов: Москвы и Волгограда.

Автор нескольких научных и научно-популярных книг по истории литературы и культурологии (наиболее известная из них – «За пределами этноса», опубликованная в 1986 г.), доктор Соллорс прибыл в наш город по приглашению международного отдела Волгоградского государственного университета. Однако он, как и подобает человеку просветительского склада, не стал ограничивать общение только вузовской средой – и выступил с открытой лекцией в антикафе «Круг».

Собравшая порядка двадцати слушателей, лекция была посвящена нескольким темам. Во-первых, Вернер Соллорс рассказал о так называемом «эффекте Обамы» в литературе рубежа 2000-2010-х годов.

– Барак Обама – президент, с которым американцы связывают возможность бурного роста искусств, – отметил исследователь с другого берега Атлантики. – Даже свою автобиографию он написал самостоятельно, и это очень качественный текст, чего нельзя сказать о других президентских автобиографиях, скажем, о книге Дуайта Эйзенхауэра. Поэтому американская литература живо отреагировала на появление Обамы на политической арене.

Приход к власти темнокожего президента привел к тому, что в современной американской культуре и литературе в частности резко возросло внимание к межрасовым семьям, а главные герои многих произведений стали представителями национальных меньшинств. «Всего несколько десятилетий назад такое было просто невозможным. Сегодня же белый автор может выбрать главным героем афроамериканца, писатель китайского происхождения – белого, литератор-мужчина – женщину», – подчеркнул доктор Соллорс.

Отвечая на вопрос о том, какие еще тенденции в развитии американской словесности прослеживаются в последние годы, профессор заметил, что в США вновь стали популярными реалистические произведения, а не постмодернистские игры с языком и формой. Для литературы большим потрясением стало то, как закончилась длительная «холодная война»: идеологический противник как будто бы исчез с поля боя. Осмыслению этого факта отдают свои силы многие нынешние писатели.

Вернер Соллорс задал собравшимся аналогичный вопрос – а что происходит в литературе российской? – и был приятно удивлен тем, что тенденции, в общем-то схожие: литература России с 1990-х тоже занята осмыслением советского прошлого и эпохи «холодной войны». К слову, гарвардский профессор отлично разбирается в нашей классике: любимым автором он называет Гоголя, а одной из последних прочитанных им книг был перевод повестей Лескова на английский.

Вторая тема, затронутая гостем из США, касалась внушительной книги, вышедшей в мае 2012 года под его редакцией: «Новая литературная история Америки» представляет собой коллекцию из двух с лишним сотен эссе, написанных разными исследователями и журналистами, посвященных всем значимым событиям американской письменной культуры в течение 250 лет. Здесь и тексты о «высокой» культуре вроде произведений Уильяма Фолкнера или романа Селинджера «Над пропастью во ржи», и исследования комиксов, мультфильмов о Микки Маусе, песен в стиле кантри и блюзовых баллад. Все это важно, все это оказало влияние на формирование культурного кода американцев – и потому в равной степени заслуживает изучения.

Как отметил один из рецензентов соллоровского труда, «эту книгу стоит дарить всем, кто оформляет американское гражданство». Волгоградским слушателям книга Соллорса напомнила работы Леонида Парфенова, который так же собирает под одной обложкой серии «Намедни» все значимые для конкретной эпохи явления, от полета в космос до торговли вареными джинсами – вот только в России подобный труд почему-то считается не имеющим ничего общего с научным.

Именно это, пожалуй, главный урок, который можно вынести со встречи с Вернером Соллорсом: в России объекты реальности до сих пор делятся на заслуживающие изучения - скажем, классическая литература, и не заслуживающие - например, шутки, гуляющие по Интернету. Какие из них оказывают большее воздействие на нас и больше о нас говорят – большой вопрос. В этом смысле обмен опытом с заокеанским гостем прошел более чем успешно.

 

Александр АКУЛИНИЧЕВ

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте