Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество

Опрос ВЦИОМа: «базовый набор» дача-машина теперь уже не предмет роскоши

, 16:29

В России за последние десятилетия произошли большие экономические перемены. Неудивительно, что понятия «роскошь» и «богатство», теперь не включают в себя только банку икры или отдых в странах социалистического лагеря. «Комсомольская правда» посвятила статью последнему исследованию ВЦИОМа, проведённому по заказу информационного интернет-портала SmartNews, которое подтвердило, что сегодня в России появились новые стандарты богатства. Так как изменилась номенклатура роскоши?

Ещё около десяти-пятнадцати лет назад мобильными телефонами называли огромные неказистые трубки с выдвижной антенной, более того, они казались всем роскошью и атрибутом «нового русского». Сегодня же благосостояние больше не ассоциируется с подержанным авто или путёвкой в Геленджик. Скорее, даже наоборот, вышеупомянутое - признак достатка ниже среднего. Данные исследования показали, что для подавляющего большинства россиян смартфон, новая иномарка, модная одежда и здоровое питание – привычные атрибуты повседневной жизни. «Комсомольская правда» приводит мнение главного редактора SmartNews Сергея Яковлева: «Результаты наглядно показали, что жизнь в нашей стране за последние 15 - 20 лет значительно улучшилась. Перед нами, как говорится, предстал новый россиянин, чьи представления о богатстве, уровне достатка, роскоши существенно изменились». 

Исследование ВЦИОМа проводилось не только в городах-миллионниках, но и в российской глубинке. Авторы исследования констатируют, что в целом за последний десяток лет ряды россиян-оптимистов существенно пополнились, а отношение к нашему государству изменилось, благодаря тому, что жить здесь стало комфортнее. Помимо этого, поменялось и отношение к тому, что можно назвать «базовой жизнью». В представлении обычного гражданина нашей страны покупки качественных продуктов питания, приобретение крупной и мелкой бытовой техники, улучшение жилищных условий, а так же отпуск за границей – набор basic. Роскошь – это теперь покупка яхты, дорогостоящей виллы за рубежом, личного самолёта. Хотя, казалось бы, недалеки времена, когда в нашем сознании автомобиль был на одной ступени с яхтой – так же недосягаем. Как пишет «КП», сегодня россияне воспринимают слово «роскошь» почти так же, как на западе. Изменилась и культура и уровень эстетического развития. 

«Коттеджи из красного кирпича, которые лет 12 назад очень активно возводились на многих направлениях, сегодня считаются верхом пошлости и безвкусицы. Еще в 2008 году метраж «роскошного» дома превышал 1000 кв.м. Но сегодня замки уже не популярны, зато пришла западная мода на удобный, стильно отделанный дом. Обязательный атрибут такого коттеджа – натуральные материалы: камни, дерево. Краснокирпичных гигантов  вытеснили европейские дома площадью 400-700 кв.м., они, как правило, стоят порядка 2 млн долларов и обязательно подразумевают участок в 20-30 соток, оформленный по последнему слову ландшафтной моды», - комментирует Павел Трейвас, коммерческий директор Villagio Estate.

Причина перелома сознания кроется в росте благосостояния. В начале 2000-х годов богатым считался человек, чьи доходы превышали средний уровень по стране более чем в 2,5 раза. Сегодня же этот показатель увеличился до 5. Следствием улучшение уровня жизни стало изменение потребительского поведения. Сегодня россиян не заманить на другой конец города даже скидками в 10%, а больше половины не пойдут за продуктами дальше ближайшего гастронома даже ради 25%-экономии. Кстати, интересно и то, что платят за все свои покупки наши граждане всё чаще при помощи пластиковых карт. «Комсомолка» приводит такие данные: за минувшее десятилетие число владельцев банковских карт в нашей стране увеличилось более чем в 10 раз. Сегодня трое из пяти россиян являются держателями «пластика». Как утверждают авторы исследования, у нас нет больше страха, переплачивать комиссию: россияне пользуются банкоматом другого банка и не прочь заплатить деньги за такую услугу, которая теперь уже совсем не считается «роскошью».

Десятилетие назад никто и представить не мог, что такое «шопоголия» или «шопинг-терапия». Бывало, что подружки целый гардероб носили на двоих, на троих, а то и на целую компанию! Сейчас же мы идём покупать вещи, даже когда не ощущаем острой нужды. Газета приводит мнение: «Очень уж долго наши люди не могли себе купить какую-то вещь ради удовольствия. Они не могли заняться тем самым шопингом – самым мощным антидепрессантом. А сейчас многие зачастую покупают себе вещь не потому, что нужно, а чтобы доставить себе удовольствие, снять стресс, порадовать своих близких», - так комментирует ситуацию зампредседателя Института стран СНГ Владимир Жарихин. Кроме того, сегодня вещи, которые десять лет назад мы бы отдали в починку, выбрасываются без сожаления. А некоторые работающие приборы заменяются более новыми моделями. Очевидно, что, удовлетворив первичные потребности в еде и одежде, средний россиянин начинает думать о таких вещах, как статус, престиж, признание.

Радикальные изменения произошли в сфере мобильных телефонов и отдыха за границей. В России продано около 230 млн SIM карт и 15 млн туров за границу. Как утверждает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе: «За последние десять лет поток туристов вырос почти в два раза. И с каждым годом туристов становится все больше. И самое прекрасное, что теперь ездят не только молодые люди. Все чаще на отдых выезжают люди старшего поколения». Впечатляющие цифры  дополняются ещё одним фактом: всё больше россиян при выборе того или иного товара или услуги в первую очередь оценивают качество и надежность. Но на планировании отдыха граждане России не останавливаются. Самая главная мечта  - комфортабельные условия жилья. По данным ВЦИОМа, улучшение жилищных условий сейчас констатируют 29% опрошенных по сравнению с 13% в 2001 году.  Сергей Яковлев подтверждает: «За последние десять лет количество россиян, планирующих крупные покупки, как то дом, квартира или автомобиль, выросло в два раза. И это при том, что всего каких-то 20 лет назад российский потребитель мечтал о покупке качественной обуви импортного производства».

Как известно, помимо экспертной оценки, для понимания реальной ситуации важна и самооценка. Как утверждают опрошенные, они довольны заработком своей семьи и уверены, что его достаточно для нормального существования. Тогда, остается ждать, что через какое-то время  покупка яхты станет таким же обычным делом, как приобретение нового смартфона.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram