Сахарной отрасли Кубани сейчас очень нездоровится. И длится эта болезнь, которая кажется сегодня практически неизлечимой, уже давно. Началась она, как теперь представляется, в то время, когда Россельхозбанк выделил ряду сахарных заводов Краснодарского края, которые принадлежали финансовой группе «Евросервис», кредиты.
Эти средства по объективным и не очень причинам не были возвращены. А заводы, не уведомив своего основного кредитора – Россельхозбанк, – начали процедуру банкротства. Если рассказывать кратко, как треть предприятий сахарной отрасли Краснодарского края оказалась в плачевном состоянии (когда каждый божий день идёт речь об их закрытии, не говоря уже о том, что через какие-то год-два без кардинальной модернизации производства они потеряют всякую ценность и не будут уже нужны никому из потенциальных инвесторов), то получается следующее…
Россельхозбанк, стремясь найти какой-то выход из ситуации и не остаться ни с чем, уступил свои права требований по кредитам холдингу «Маяк», наделив его при этом значительными заёмными средствами. «Маяк», в свою очередь, как основной кредитор, проголосовал за введение конкурсного производства на Гулькевичском, Динском, Тимашевском, Лабинском и Павловском сахарных заводах. В таком подвешенном состоянии, когда предприятия, фактически являющиеся банкротами, продолжают работать, длится уже практически пять лет.
Производственная деятельность на них поддерживается через договоры аренды.
Инвестор инвестору рознь
Дело в том, что названные заводы в своих муниципальных образованиях являются, как говорят, градообразующими, на них работает большое количество работников. В целом сахарная отрасль Кубани вырабатывает около 24% всего сладкого ценного продукта, производимого в России. И примерно десять из этих процентов приходятся как раз на банкротные предприятия. И слава богу, есть пока силы (инвесторы), которые осознавая в полной мере свою ответственность, ведут свой бизнес честно, принимая во внимание нужды края и интересы простых работников отрасли (речь идёт о компании ООО «Кубанский сахар»), но им противостоят другие – которых иначе как рейдерами, захватчиками, временщиками, стремящимися урвать для себя что только можно, и не назовёшь. И у этих последних за плечами оказываются неведомо каким образом большие административные ресурсы и поддержка со стороны силовиков.
Но опять же вернёмся к тому, как дальше разворачивались события. «Маяк» в конце 2010 года также не смог возвратить кредиты Россельхозбанку (для того чтобы арендовать сахарные заводы, им была создана ООО «Кубанская сахарная компания»). Были возбуждены по этому факту резонансные уголовные дела, фигурантами которых стали руководитель краснодарского регионального филиала Россельхозбанка (тогда им был Н.П. Дьяченко), его заместитель, руководители ООО «АПК «Маяк» А.Н. Богданов и И.Г. Окопная.Они были осуждены и получили реальные сроки лишения свободы.
А «Маяк», испытывая значительные финансовые трудности, вынужден был искать возможности для того, чтобы расплатиться по своим обязательствам. Основным его активом помимо земли, сельхозтехники и недвижимости была дебиторская задолженность сахарных заводов.
Россельхозбанк, полагая, что уступка «Маяку» прав требований была произведена за счёт кредитных ресурсов, решил привлечь к «сахарному делу» ростовский концерн «Покровский», передав ему часть активов «Маяка». Эта компания в короткие сроки обеспечила себе контроль значительной части структур «Маяка», используя для этого различные схемы. В том числе и используя тот факт, что предприятия «Маяка» являлись в большинстве случаев кредиторами друг для друга. Так, получив контроль над Павловскими сахарным заводом, «Покровский» сменил там конкурсного управляющего, заключил договор аренды имущества предприятия в 2011 и 2012 годах. Учитывая, что «Кубанская сахарная компания» уже не могла продолжать арендные отношения с заводами, концерн «Покровский» выразил желание арендовать в сезон 2011 года также «Динсксахар» и «Изумруд» (Тимашевский сахарный завод). От аренды «Динсксахара» концерн отказался в самый неподходящий момент – в мае-июне, когда начинать ремонт завода уже поздно. В спешке краевая администрация начала искать замену ненадёжному арендатору. К этому времени Динской сахарный завод простаивал уже семь месяцев. Только ООО «Кубанский сахар» во главе с Олегом Ивановичем Санзяповым согласилось взять его в аренду. Именно «Кубанский сахар» обеспечивал деятельность работников предприятия весь свекловичный сезон 2011 года, а в перерывах поставлял сюда на переработку сахар-сырец. Коллектив предприятия наконец имеет работу и получает за это достойную зарплату. Так, в 2011 году им было переработано свыше 400 тысяч тонн сахарной свёклы (несмотря на все трудности). Такой рекордный объём переработки был произведён впервые в истории завода. Успешным был для него и 2012 год.
ООО «Кубанский сахар» вложило немалые средства, чтобы обеспечить стабильную деятельность Динскому сахарному заводу. А в бюджет Динского района идут значительные налоговые поступления благодаря тому, что «Кубанский сахар» ведёт эффективную политику по развитию предприятия.
Осенью 2011 года компания О.И. Санзяпова приобрела права требования в реестрах ОАО «Динсксахар» и ОАО «Гирей Кубань сахар». Все законы при этом были соблюдены. И всё-таки свои права на часть активов этих заводов ООО «Кубанский сахар» пришлось доказывать в судах. И компания это сделала.
Но её усиление на «сахарном» рынке пришлось не по нутру конкурентам. И в этой борьбе за рынок противники ООО «Кубанский сахар» используют все средства. Ведь «Кубанский сахар» взял также в аренду помимо Динского и Гулькевичского Лабинский сахарный завод. Чтобы они работали, опять же нужно повториться, в производство вкладываются большие средства, значительная часть которых – заёмная.
Камень преткновения
С 2010 года компания «Кубанский сахар» помогает и Каневскому сахарному заводу.Дело в том, что давать заём предприятию, находящемуся в тяжёлом финансовом (предбанкротном) состоянии рискнёт не каждая кредитная организация. ООО «Кубанский сахар» сознательно шло на этот риск – ведь на кону стабильность сахарной отрасли Краснодарского края, жизнеспособность большого коллектива. Но именно Каневской сахарный завод стал камнем преткновения, яблоком раздора между ООО «Кубанский сахар» и концерном «Покровский». Последний, имея, как и «Кубанский сахар», права требования на активы ряда сахарных заводов, пытается задавить своего конкурента что есть силы.
Сначала «Покровский» только предупреждал «Кубанский сахар», что поспособствует возбуждению уголовных дел, которые будут направлены на то, чтобы опорочить деловую репутацию О.И. Санзяпова. А в конце прошлого года, пробившись в совет директоров Каневского сахарного завода, руководители «Покровского» получили доступ к финансовым документам предприятия и инициировали возбуждение уголовного дела в отношении директора ОАО «Каневсксахар» П.Н. Игнатенко. Поводом к этому стало якобы обнаружение признаков злоупотребления полномочиями П.Н. Игнатенко в целях извлечения выгод и преимуществ для других лиц. Речь идёт как раз о двух займах, которые дало Каневскому сахарному заводу с риском для себя ООО «Кубанский сахар».
Противостояние двух бизнес-структур вступило в решающую стадию. Но при этом «Кубанский сахар» действует в рамках правового поля, «Покровский» – используя совершенно другую практику, пытается навязать свои правила игры, выгодные только ему условия.
Уголовное дело (по 201-й статье УК РФ), которое ведётся одним из сотрудников следственного отдела по Западному округу Краснодара СО СК РФ по Краснодарскому краю, затрагивает косвенно и напрямую деловую репутацию целого ряда лиц и компаний, ведущих свою деятельность на «сахарном» рынке.
Странные обстоятельства
Не известно, на каких основаниях правоохранителями были произведены обыски с целью изъятия документов (которые якобы должны свидетельствовать о факте преступных деяний Игнатенко и руководства «Кубанского сахара») в компании «Авелор» (она занимается экспортом жжёной патоки), в адвокатском кабинете юриста, занимающегося защитой прав О.И. Санзяпова. Дело дошло даже до обыска частного жилья сотрудников «Кубанского сахара» и «Авелора». Так, в офис компании «Авелор», которой руководит зять О.И. Санзяпова (следствие руководствовалось, наверное, только родственными связями между Р.В. Фоменко и руководителем «Кубанского сахара»), была направлена оперативная группа. Эта группа лиц при обыске избила сотрудника фирмы, угрожала работникам ООО «Авелор», изъяла у всех на тот момент присутствовавших сотрудников сотовые телефоны. Также из офиса были похищены флешки (общей стоимостью около 14 тысяч рублей). Дома у Р.В. Фоменко, где находились двое детей и беременная жена, также был учинён обыск. Очень напрашиваются такие вопросы: насколько правомерны действия силовиков? И не являются ли эти действия следствием огромного желания руководителей концерна «Покровский» потопить своих конкурентов? По крайней мере всё на это указывает.
Налицо незаконное уголовное преследование с целью устранить из деловых кругов «Кубанский сахар».
О.И. Санзяпов, здоровье которого серьёзно подорвано, сегодня не может заниматься делами своей компании. За свою деловую репутацию бьются теперь его правопреемники, они уже подали жалобы в военную прокуратуру, судебную коллегию по уголовным делам жалобы на незаконное возбуждение уголовного дела, проведение обысков. И намерены в суде отстаивать свои судебные права.
Настало время перемен
Как бы то ни было, но очень странным кажется позиция администрации Краснодарского края, которая досконально зная ситуацию в сахарной отрасли, не предпринимает никаких мер, чтобы урезонить зарвавшихся инвесторов, навести наконец порядок, обеспечить стабильную работу специалистам сахарной отрасли. Ведь сахарные заводы – это в первую очередь люди, которые на них трудятся. Они хотят получать достойную оплату за свой труд. (Кстати, одна из главных претензий концерна «Покровский» к своим конкурентам – по поводу того, что «Кубанский сахар» платит слишком большие зарплаты сотрудникам заводов и осуществляет неимоверно большие налоговые отчисления в бюджет Краснодарского края, ведь это намного увеличивает «издержки» бизнеса!) Как говорится, настало время, когда нужно отделить зёрна от плевел – прийти к пониманию того, насколько отличается добросовестный инвестор от бизнесменов, стремящихся поживиться любой ценой, забрать последнее – а там хоть сахарная свёкла не расти. Но ведь Кубани всё-таки нужны успешные, стабильно развивающиеся перерабатывающие предприятия сахарной отрасли, и для этого нужно защитить тех руководителей, кто думает о её будущем, и сегодня делает всё, чтобы сахарные заводы в Краснодарском регионе не прекратили своё существование.