Аргументы Недели → Общество № 18(360) от 16.05.2013

Расчленение

, 17:46

Этнический фактор в последнее время всплывает в самых причудливых интерпретациях – по поводу и без. Множится число энтузиастов, готовых любое значимое событие преподать как «межэтническую проблему». И даже День Победы – не стал, увы, исключением.

В этом году 9 Мая этнические активисты с невиданным доселе энтузиазмом вспоминали об участии представителей своего народа в Великой Отечественной войне. Делали они это по-разному: одни считали потери, другие – награды, третьи – обиды… И как-то на второй план вдруг начала отходить важная истина о том, что эта Победа была общей, многонациональной и за ценой не постояли все без исключения народы нашей страны.

Федеральная национально-культурная автономия российских немцев в канун 9 Мая распространила заявление с просьбой не очернять советских немцев, участвовавших в Великой Отечественной. В начале войны в боевых частях их насчитывалось более 33 тысяч человек. В обращении подробно указываются фамилии и подвиги российских немцев до изъятия их из рядов Красной армии как «пособников-предателей», а также о тех героях, которые вынуждены были под вымышленными именами громить фашистов. Обвинения, оправдывающие депортацию этого народа, были официально опровергнуты ещё руководством СССР. Однако до сих пор, как следует из текста обращения ФНКА, в прессе появляются публикации, где советских немцев, обвиняют в измене.

О своих ветеранах вспоминали в Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. По их данным, к началу 1944 года орденами и медалями были награждены 29 хантов и 89 нанайцев. Всего за годы войны боевые награды получили более 2000 представителей коренных малочисленных народов. Вспоминали северяне не только о людских потерях. В 1942 году на фронт отправились оленьи батальоны: под руководством наиболее опытных оленеводов в сопровождении лучших оленегонных собак на войну ушли самые сильные животные и элитные вожаки стад. Олени помогали разведчикам пробираться в тыл врага, вывозили раненых и технику, переправляли на фронт продукты и боеприпасы. Однако противник со временем понял хитрость оленеводов и начал расстреливать оленьи стада, уничтожив многие тысячи рогатых бойцов. Свой вклад в Победу некоторые северяне считают в масштабах страны недооценённым.

Но особенно жёстко в этом году выступили татарские националисты. Некоторые из них вообще заявили в СМИ, что Победа якобы не принесла их народу ничего, кроме горя. Лидер скандально известного движения «Азатлык» Наиль Набиуллин назвал Великую Отечественную войну «трагедией татарского народа». По его мнению, татары были в ней пушечным мясом, «отдали за империю своих лучших сыновей», а государство отплатило им «массовой русификацией». В унисон с ним выступил и татарский общественный деятель Илдус Садыйк, который предложил отмечать 9 Мая как день памяти павших воинов:

–Героизм татар всячески умалчивается. Например, Шакиржан Мохэммэтжанов преподносится как герой под русским именем Александр Матросов!

Рафис Кашапов, один из лидеров Всетатарского общественного центра, считает День Победы праздником только для русских:

– На всех официальных мероприятиях, торжествах говорят только о победе русских и русского оружия. Эти слова ущемляют права всех народов, которые участвовали в войне. Я же не русский, а татарин, и поэтому лично для меня День Победы не праздник.

Не нравится некоторым татарским активистам и популярный в последнее время символ Дня Победы – Георгиевская ленточка. Она, мол, ассоциируется с Георгиевским крестом, а значит, якобы ущемляет чувства представителей неправославных конфессий. Руководитель «Азатлыка» даже предложил заменить золотисто-чёрные ленты на красно-зелёные и начал активно распространять татарские ленточки через Интернет и на публичных мероприятиях.

Замдиректора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин не считает попытки разделения Победы общероссийской тенденцией. По его мнению, это только точка зрения немногочисленных представителей радикальных националистических движений:

– Это бесперспективно и исторически неверно. Народам нашей страны предпочтительнее искать не то, что разъединяет, а то, что объединяет, – общие победы и свершения. Не нужно искать какие-то исторические обиды в этот день нашего общего праздника.

Русские активисты, похоже, даже не отдавая себе в том отчёта, поддержали мнение Зорина. Ведь в отличие от остальных руководителей этнических объединений, лидеры русских организаций публично вообще не ставили вопрос о цене Победы для русского народа, несмотря на то что именно этот народ понёс самые большие потери во время Великой Отечественной войны, что подтверждается многочисленными официальными данными. На фоне националистической вакханалии вокруг Дня Победы, которая год от года в некоторых национальных регионах становится всё более разнузданной, русские повсеместно продолжают демонстрировать приверженность идее единого многонационального народа, у которого и Победа была одна на всех. Но вот что удивительно – эта позиция воспринимается некоторыми нерусскими националистами как признак «слабости» русского народа.

Помнить поимённо всех, кто отвоевал для нас Победу, необходимо в каждой семье, в каждом регионе, в каждом народе. Однако наряду с сохранением памяти, возможно, уже пришло время защищать от фальшивых интерпретаций и попыток расчленения по этническому признаку многострадальной, но единой для всех народов страны Победы в Великой Отечественной войне.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram