Аргументы Недели → Общество № 18(360) от 16.05.2013

ТУ-334 – год у стенки

, 16:56 , Обозреватель отдела Промышленность

Чуть больше года назад начал действовать фонд «Народный самолёт Ту-334-100». И что же? Видимых, ощутимых результатов нет. Первые, недостроенные лайнеры по-прежнему прозябают у стенки на авиазаводе в Казани. И никаких работ с ними не производится. Но есть килограммы служебной переписки, сформирован солидный портфель заказов на лайнер. И у фонда появились тысячи сторонников – профессионалов-авиастроителей, любителей авиации и просто патриотов своей страны. Он стал народным. Именно благодаря фонду про удачный самолёт не забыли, в том числе и госструктуры. Кажется, остался ещё маленький шажок, ещё усилие, и для Ту-334 откроется небо.

Итальянцы в России

Знаете, что такое «итальянская забастовка»? Это когда всё делается по правилам и инструкциям. Говорят, впервые этот метод применили итальянские лётчики в первой половине прошлого века. В результате авиационное сообщение в стране было почти парализовано. Как выяснилось, этот метод хорош в любых областях деятельности, особенно это удаётся нашим министерствам, ведомствам и госкорпорациям. Причём, в отличие от борцов за свои права и зарплаты, наши чиновники и аппаратчики о забастовке не объявляют – они блестяще освоили приём под названием «имитация бурной деятельности». Правила просты – несмотря на прямые приказы и директивы, принятые на уровне президента и председателя правительства, заглядывать в рот своему прямому начальству и выполнять любые его желания. Иначе как объяснить, что с апреля 2012 г. с деньгами в руках (не в смысле «взятка», а просто готовые к оплате) представители фонда «Народный самолёт Ту-334-100» с завидной регулярностью обходят кабинеты Минпромторга, Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) и ОАО «Туполев»? Цель одна – реализовать одно-единственное решение и наконец достроить на Казанском авиационном производственном объединении им. С.П. Горбунова первые два лайнера Ту-334. Точнее, довести машины до состояния согласно спецификации и купить для дальнейшей эксплуатации в авиакомпании. Пухнут от бумаг папки с деловой перепиской, руководители фонда раз от разу бросают все дела и мчатся в столицу подписывать контракт и… пшик.

Стоит отметить, исполнительные органы фонда со своей стороны сделали всё, чтобы проблем с достройкой и организацией массового производства лайнеров не было в принципе. Собрали поставщиков комплектующих изделий и договорились, что цены на их продукцию будут минимальными. Кое-что обещали выдать со складов, из задела, вообще за «спасибо». Объяснение простое – самолёты марки «Ту» оснащены отечественными агрегатами и комплектующими, и крупная серия, на которой настаивает фонд, обеспечит загрузку высокотехнологичных производственных мощностей по всей стране. Для Суперджета, антипода «Туполева», напротив, практически всю начинку везут из-за рубежа, а российским предприятиям осталась незавидная роль наблюдателей на празднике жизни. Параллельно деградирует собственное производство – штучные заказы не способствуют внедрению новейших технологий, вздуваются цены (накладные расходы – электроэнергия, газ, налоги никто не отменял). Ценные кадры, носители опыта, вкусив радостей нищенских зарплат, при первой же возможности уходят на более тёплые места в тех же торговых центрах.

Поэтому не зря председатель наблюдательного совета фонда Анатолий Ситнов всё время повторяет, что «Ту-334 способен стать спасательным кругом для всей отрасли». Ну хотя бы первой ласточкой – весь остальной гражданский авиапром держится на плаву (или медленно тонет?) лишь за счёт заказов от МЧС, Минобороны и других госструктур. «Успешный» «Сухой Суперджет-100» не исключение – без банков с государственным участием и госгарантий этот проект способен разорить кого угодно.

Движение Сопротивления

Так почему же контракт по Ту-334 до сих пор не подписан? Ответ на поверхности. Ещё недавно никому не нужные лайнеры обрели статус товара. По привычке ОАК захотела срубить бабла. И цена на две первые машины стала расти. Договаривались об одной стоимости, а тут «выкатывают» всё новые и новые цифры. Алчность? Возможно. Логика простая – раз у «этого фонда» есть деньги и желание, то что стоит слегка «подняться»? И подняли аж на 35% от первоначальной стоимости. Чиновники привыкли – за всё платит государство. Весь этот беспредел творится под чутким руководством президента ОАК Михаила Погосяна – туполевская фирма давно любое движение делает исключительно по окрику из начальственных кабинетов госкорпорации. Конечно, юридически лайнеры находятся в собственности «туполей», но по факту в ОАК, куда входит ОАО «Туполев», «хозяин» один – Погосян. Таланты Михаила Аслановича и его близкого круга ставят в тупик даже далеко не ангелоподобных чиновников Минпромторга во главе с министром Денисом Мантуровым. Вот пример. 22 марта на совещании в Минпромторге обсуждались производственная линейка «Туполева» и цены на авиатехнику. Объявили, сколько будет стоить модернизированный и завершающий сертификационные испытания среднемагистральный лайнер Ту-204СМ – 1 млрд. 800 млн. рублей. Ответработники министерства возмутились – дорого, цена неконкурентоспособная. И, словно по щучьему велению, к концу мероприятия цена на самолёт опустилась сразу на 400 млн. рублей. Выходит, ОАК и здесь заложила свой «интерес».

Возможно, патриот Погосян задирает цены на отечественные самолёты и по другой причине – чтобы обелить Суперджет (по некоторым данным, себестоимость этого небольшого, максимум на 99 пассажиров, регионального лайнера составляет около 50 млн. долл. за штуку, то есть не менее 1,5 млрд. руб.). А выходит, что куда более крупный Ту-204СМ – он берёт на борт 215 пассажиров и везёт их намного дальше – стоит дешевле. Непорядок! Также пытаются и «выровнять» Ту-334, загоняя его вверх, за психологически важную планку в 1 млрд. рублей. А на дорогой товар и спроса не будет, втайне надеются функционеры ОАК. Значит, обласканному господдержкой Суперджету ничего, кроме авиаинцидентов, не грозит. Последний случился не далее чем в минувший вторник в аэропорту Шереметьево – отказ системы управления правым двигателем на рейсе «Москва – Харьков». Взлёт был прерван, пилотам удалось затормозить машину и удержаться на полосе.

По самым последним данным, решение о достройке и продаже фонду первых Ту-334 должен утвердить совет директоров ОАК. Это по-нашему, «по-итальянски». Придумано очередное препятствие. А в целом наши чиновники вооружились ещё одной методой. Во время Второй мировой в оккупированных Польше и Чехословакии движение Сопротивления выдвинуло лозунг – «Работаешь на немца – работай медленно!» Может быть, Мантуров и Погосян члены Сопротивления российскому государству?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram