Количество обращений в государственный патентный фонд РФ растёт: только за первый квартал 2013 года было подано 5 000 000 заявок. Но, подавая заявку, можно сразу же оказаться на «тропе войны» с теми, кто сочтёт ваш продукт конкурентоспособным.
Президент Ассоциации патентоведов Санкт-Петербурга Станислав Александров уверен, что при выходе на рынок любого мало-мальски конкурентоспособного продукта нужно быть готовым к патентной войне, которую в случае чего поведут адвокаты и патентные поверенные. О том, что во избежание столкновений с законом и недобросовестными предпринимателями надо патентовать своё изобретение, знают далеко не все. Точнее, «знатьто знают, но не ведают, где и как надо патентовать», так как информация эта в глобальной сети разрознена, а сайт самого Роспатента, по мнению Елены Богдановой, директора Института международного бизнеса и права НИУ ИТМО, в качестве информационного ресурса для широких кругов граждан не подходит: он понятен и удобен в работе лишь для специалистов.
Зарегистрировать в Роспатенте можно абсолютно любую, даже самую, казалось бы, абсурдную и нелепую идею. Так, в сувенирных киосках всем доводилось видеть консервную баночку «с воздухом Петербурга». Запатентовано! Правда, всякий патент имеет свой срок: скоро патент «на воздух» заканчивается, и, если хозяин идеи его не продлит, безнаказанно производить воздушные консервы сможет всякий.
Есть ресурс!
Отрадную новость сообщает Владимир Баринов, член Молодёжной коллегии Санкт-Петербурга при губернаторе города: если раньше в поисках информации о требованиях госрегистрации патента требовалось методично обшаривать Интернет, то скоро достаточно будет заглянуть на специализированный информационный портал, где любой гражданин сможет найти все необходимые данные о правилах регистрации интеллектуальной собственности. Сайт этот создается Комитетом по молодёжной политике при поддержке Комитета по промышленной поддержке и инновациям в сотрудничестве с Комиссией по экономике, инновациям и туризму. Известие это актуально еще и с учётом того, что с этого года рассматривается снижение возрастного ценза, ограничивающего право на участие в конкурсе школьных патентов. Сегодня рассматривается возможность участия в конкурсе даже учащихся первых классов (пока возраст участников ограничен третьим классом). Это состязание юных изобретателей, проводимое уже на протяжении трёх лет, бывает более чем продуктивным. Так, совсем недавно на прилавках канцелярских магазинов города появились прелюбопытные закладки, производство которых в Петербурге стало следствием победы группы школьников в упомянутом конкурсе. И при наличии специального правозащитного сайта современным юным изобретателям, бесспорно, легче будет разобраться в правилах оформления патента и защитить свою интеллектуальную собственность.
Ничейное достояние
Итак, если «обижают» хозяина патента или авторского права, проблема может быть разрешена в суде. По словам Натальи Абрамовой, юриста СевероЗападного филиала общественной организации «Российское Авторское общество», в сфере авторских прав одной из лидирующих проблем является бездоговорное публичное исполнение произведений в концертных залах и театрах. Уровень защищённости ныне живущих правообладателей опять-таки ясен: деньги взыщут и перечислят. А что делать классикам? Тем, кого называют «общественное достояние»? Ранее в нашей стране были сборы в пользу государства от использования общественного достояния. Деньги эти перечислялись на развитие профессиональных союзов и объединений, на развитие культуры, науки. Сейчас эта норма, как говорит Абрамова, в IV части Гражданского кодекса «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» отсутствует, то есть получается, что доход ложится исключительно в карман издателей. Более того, сегодня никто не следит и за этикой использования общественного достояния, не пополняет список произведений, которые можно было бы отнести к этой категории, заявляет Борис Орлов, председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России. Станислав Александров с ним согласен, но утверждает, что из живых авторов (при наличии законодательного права защиты произведений от искажений) мало кто пользуется правом защищать свои произведения, а с классиками история всё та же — их защищать некому.
Расхождение между нормой закона и отсутствием лиц, желающих воспользоваться законом как инструментом, и приводит к повальному «перепеванию» (переписыванию) произведений, например, русской литературы: текстовые вариации современных авторов на темы классиков, купирование, дописывание, компиляция классических текстов в театре отнюдь не содействуют сохранению отечественного общественного достояния в лице культуры.